О наиболее острых проблемах телеком-сегмента, работу во время карантина, перспективах покрытия высокоскоростным мобильным интернетом всей территории Украины и о том, почему украинцы до сих пор переплачивают за звонки другим мобильным операторам рассказал в СЕО lifecell Исмет Языджы в интервью "Интерфакс-Украина".
Как технологическая компания lifecell хорошо подготовлена. Как отметил Исмет Языджы, у нас достаточно опыта и реальной практики для того, чтобы работать в очень сложных условиях. «Нам всегда приходилось работать в условиях, которые нельзя назвать свободной рыночной конкуренцией. Но все это привило нам определенную стойкость и научило lifecell работать в сложных условиях и с любыми вызовами. Конечно, мы уже видим некоторые негативные последствия пандемии коронавируса на рынке. После начала карантина большинство людей самоизолировались, изменив привычный уклад своей жизни. Как и любая другая компания, мы ощущаем небольшие негативные последствия кризиса. Но мы уверены, что все начнет постепенно возвращаться к обычному состоянию нашего рынка, и уже в третьем квартале мы все это увидим».
Карантинный опыт Китая и украинские реалии
Украина пока не сможет использовать мобильные приложения для контроля распространения вируса до тех пор, пока не введет обязательную регистрацию абонентов мобильной связи.
По словам СЕО lifecell, Китай, Южная Корея, Израиль и другие высокоразвитые страны использовали технологические решения для того, чтобы контролировать распространение вируса. При этом он подчеркнул, что во всех этих странах существует регистрация абонентов, и есть четкое понимание, кто стоит за каждым из номеров в сети.
"А это дает возможность определить местоположение абонентов, сравнить с их местом проживания, и получить данные о соблюдении ими карантина. Соответственно основная технология контроля над распространением вируса заключается в следующем: определить, кто инфицирован, кто находился в круге общения с инфицированным человеком, и ограничить все дальнейшие контакты с этими лицами путем их обсервации или самоизоляции", - подчеркнул Языджы.
"После того, как был объявлен карантин, десятки тысяч людей вернулись в Украину, в основном из европейских стран. И мы видим миллионы абонентов, которые постоянно перемещаются. Но для нас это просто большая масса незарегистрированных SIM-карт. Мы не знаем, кто это и с кем контактирует. И, именно, поэтому в Украине не могут быть эффективно использованы те решения, которые сейчас используются по всему миру для остановки эпидемии в других странах", - заявил он.
Он также отметил, что абоненты украинских мобильных операторов условно "абсолютно свободны", поскольку никогда не регистрировались, и у операторов нет никакой их персональной информации.
При этом, по словам СЕО lifecell, если украинцы пользуются такими сервисами, как Messenger, WhatsApp, Facebook, Alibaba или Amazon – все эти международные компании, имеют полную информацию обо всех их платежах, о круге общения, и т.п.
"Это парадокс: с одной стороны, украинские абоненты думают, что они свободны, потому что они не зарегистрированы. С другой стороны, они абсолютно прозрачны для любых других мировых платформ", - подчеркнул он.
Когда в Украине будет 4G во всех регионах?
Кооперация мобильных операторов в части реализации принципа общего доступа к инфраструктуре позволит существенно снизить объем инвестиций в покрытие удаленных регионов для каждой отдельной компании, заявил Языджы. "Но после того как были прописаны все условия покрытия территории связью, мы обратились к регуляторам и игрокам рынка с предложением объединиться и использовать принцип шеринга инфраструктуры, чтобы построить полноценную широкую сеть. Но нас не услышали", - прокомментировал Языджы.
По его словам, это привело к существенному удорожанию проекта развития сети для каждого из операторов, поскольку по отношению к запуску LTE-900МГц "Большая тройка" мобильных операторов находится примерно в одинаковом положении с точки зрения того, какие новые регионы и места им нужно покрывать сетями мобильной связи.
Языджы также обратил внимание на то, что обязательства для всех компаний по построению сетей в итоге были прописаны госрегулятором абсолютно одинаковыми, без учета рыночной доли каждого из операторов.
"Раздел частот между тремя операторами базировался на принципе рыночных долей. Операторы с большими рыночными долями получили больший диапазон частот, а lifecell, у которого самая маленькая рыночная доля, - меньший. Но когда пришло время определения планов и обязательств по покрытию, здесь регулятор почему-то использовал принцип равенства для всех операторов и сразу же забыл о том, что рыночные доли у всех разные", - подчеркнул СЕО lifecell.
Почему украинцы переплачивают за звонки на другие сети?
По словам Исмета Языджы, СЕО lifecell, в Украине ставка интерконнекта, расчитанная по методологии приведенной стоимости, до сих пор в четыре раза выше, чем средняя ставка интерконнекта в Европе. «В результате украинские абоненты вынуждены преодолевать существенные ценовые барьеры каждый раз, когда они звонят на номера других сетей», - отметил он.
Ставка интерконнекта - цена, которую должен заплатить мобильный оператор другому оператору, на сеть которого совершил звонок его абонент. А «клубный эффект» - это когда абонент выбирает оператора в зависимости от того, каким оператором пользуется большинство его контактов - знакомые, родственники, коллеги.
СЕО lifecell подчеркнул, что бороться с так называемым "клубным эффектом", сложившимся на украинском телеком-рынке, должны не операторы, а госорганы, которые регулируют свободную конкуренцию и рынок. "Именно государственный регулятор должен озадачиваться вопросами обнародования операторами реальных показателей, рыночных долей, настоящего количества абонентов и того, как они, операторы, представлены в разных регионах Украины", - считает Языджы.
Он также заявил, что в Украине на законодательном уровне не прописаны нормы, которые бы позволяли регулятору ежемесячно получать статистику и отчеты операторов. "Именно из-за отсутствия действий со стороны регулирующих органов создаются определенные рыночные условия, которые усугубляют ситуацию и поддерживают этот статус-кво, сложившийся на украинском рынке за многие годы", - подчеркнул СЕО lifecell.
Почему долгожданный MNP не работает?
По мнению Исмета Языджы, ранее запущенная в Украине услуга по переносу абонентского номера (MNP) до сих пор полноценно не работает.
"В Украине реализована сверхсложная процедура, в рамках которой оператору-донору даны фактически неограниченные возможности удерживать и контролировать абонентов, которые хотели бы изменить своего оператора. Это привело к тому, что услуга MNP оказалась совершенно неэффективной и вызывает у абонентов исключительно шутки или сарказм", - заявил он.
В то же время Языджы подчеркнул, что Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информатизации, готова менять процедуру MNP для того, чтобы сделать ее похожей на стандартную процедуру, реализованную в других странах.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |