Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
чт, 21 ноября 2024
19:54

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Люди Днепра: архитекторы Бродницкие

|«« «« »» »»|

Городской сайт продолжает серию рассказов о выдающихся архитекторах нашего города.

Мы уже освещали биографии Георгия Панафутина, Фердинанда фон Гагена, Дмитрия Скоробогатова, Дмитрия Щербакова и многих других зодчих.

Сегодня наш рассказ об архитекторах Альберте и Леониде Бродницких. Забытые ныне талантливые архитекторы, отец и сын, создали ряд знаковых объектов в архитектуре Екатеринослава и губернии.

В уходящем году исполнилось 155 лет со дня рождения архитектора Леонида Бродницкого. К этому юбилею архитектора Городской сайт предлагает рассказ о творческой династии.

Какие работы выполнял в нашем городе архитектор Альберт Бродницкий? Какова судьба самого известного в городе творения архитектора? Какие здания построил Леонид Бродницкий в Екатеринославе и губернии? Почему этот архитектор строил в первую очередь храмы? Какой дом, построенный Бродницким, сейчас является музеем?

На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

«Милый и умный господин» хорошо устроился в Екатеринославе

«Отец и сын Альберт и Леонид Бродницкие поочередно работали екатеринославскими губернскими архитекторами, - рассказывает Максим Кавун. - Здания, построенные ими, и сегодня служат нашему городу на Днепре, да и другим городам поменьше.

Должность губернского, а сейчас - областного архитектора, естественно, никогда не была наследственной. Однако во второй половине XIX века в истории случилось одно исключение – это династия Бродницких.

Альберт Викентьевич Бродницкий родился в 1830 году. Он окончил Строительное училище в Петербурге (главный архитектурный вуз в Российской империи) в 1852 году, где получил специальность «гражданского инженера». После этого Альберт приехал в Екатеринослав. Начинал здесь карьеру с самой первой ступени – «архитекторским помощником».

Сделать карьеру Бродницкому помогло то, что он женился на сестре местного «архитектора для производства работ» Дмитрия Савицкого и стал его помощником. Яркую характеристику старшему Бродницкому дал в своих «Воспоминаниях» Андрей Михайлович Достоевский, брат великого писателя. Андрей Достоевский работал в 1860–1865 годах екатеринославским губернским архитектором. Бродницкий стал его преемником.

«Это был очень дельный и опытный техник… - писал А.М.Достоевский. - Как человек, он был очень милый и умный Господин, и притом комик от природы, и хороший рассказчик… По моем же удалении из Екатеринослава в 1865 году он занял мое место, то есть назначен был Екатеринославским Губернским Архитектором, на каковом месте и находился все время по день своей кончины».

К сожалению, точная дата смерти Бродницкого и по сей день неизвестна.

Альберт Бродницкий руководил архитектурным делом в Екатеринославской губернии около десяти лет. Занимался, главным образом, инженерно-техническими работами, проектировал почтовые станции и мосты. Однако в историю Екатеринослава Бродницкий вошел совершенно не этим.

Костел святого Иосифа: экзотика провинциальной архитектуры

В конце 1860-х годов Бродницкий выполнил проект католического костела в Екатеринославе. В 1869 году этот проект переработал петербургский архитектор П. П. Меркулов. Костел святого Иосифа был построен в 1870-х годах и стал архитектурным украшением западной части города (ныне проспект Яворницкого, 91).

Для провинциальной архитектуры Екатеринослава того времени архитектура костела была довольно необычной. Среди одно-, максимум, двухэтажных построек поднялось массивное здание в неоготическом стиле. По традиции, костел завершался двумя массивными островерхими башнями, видимыми на расстоянии нескольких кварталов. Костел стал центром местной польской общины, а также привлекал других горожан-католиков.

К сожалению, судьба костела оказалась непростой. В 1920-е годы он был отчужден у местной католической общины, закрыт, а в 1949 г. вообще передан под спортивный зал.

Позже в советское время здесь располагалось управление спортивных лотерей. Главный фасад здания в послевоенное время полностью изменился – башни были снесены, пристроен портик в стиле «сталинский ампир». Большой зал для молений был перегорожен на два этажа. К счастью, задний фасад, выходящий в парк, сохранился.

С середины 1990-х годов здание костела, на которое уже заявила свои права местная католическая община, несколько раз переходило в частные руки. Газеты пестрели подробностями тяжбы по поводу костела. Окончательно здание было возвращено верующим в 2009 году. В 2010 году началась реконструкция костела и в 2011 году горожане увидели это здание таким, каким оно было согласно первоначальному проекту.

Сын пошел по стопам отца и превзошел его

Второй представитель династии – Леонид Альбертович Бродницкий , родился в 1864 году уже в Екатеринославе. Он пошел по стопам отца и превзошел его и по проектам и по должностной лестнице. Окончил местное реальное училище, а специальность гражданского инженера получил в 1881-86 годах в том же Строительном училище в Петербурге, где некогда учился его отец.

В 1886 году младший Бродницкий вернулся в Екатеринослав, где, как и отец, прошел все ступени архитектурной карьерной лестницы. Начинал «техником» в Губернской земской управе. Через десять лет Леонид Бродницкий уже работал епархиальным архитектором. Вершиной успеха стала должность губернского архитектора, на которой сын, как и отец, находился целых десять лет, в конце 1890-х и начале 1900-х годов.

Епархиальный архитектор Екатеринослава и губернии

Находясь на должности епархиального архитектора, Леонид Бродницкий был причастен к проектированию нескольких знаковых храмовых сооружений. Прежде всего, Бродницкий известен проектом церкви Святого Николая, построенной в 1894 г. в поселке Каменское (будущий город Днепродзержинск, ныне город Каменское).

Время карьеры Леонида Бродницкого пришлось на торжество «неорусского стиля» в архитектуре и гражданских, и культовых сооружений. Неорусский стиль черпал свое вдохновение в архитектуре Древней Руси XVI–XVII веков. Поэтому здания в этом стиле напоминают деревянные терема. Используется характерный декор: к окошники в оформлении проемов, колонны с утолщением по центру, напоминающие балясины. В Екатеринославе в этом стиле был выстроен железнодорожный вокзал (не сохранился), Коммерческий клуб (ул. Вернадского, 23) и несколько других зданий.

Провинциальный вариант неорусского стиля, использовавшийся при оформлении церквей во второй половине XIX века, принято называть «епархиальным». Храм Святого Николая в Каменском как раз выстроен в «епархиальном стиле». На тот момент это была архитектурная доминанта Каменского и самое интересное здание на территории поселка.

Этот величественный нарядный храм с высокой колокольней и сейчас украшает центр города. К счастью, он сохранился практически в аутентичном виде.

Два храма-близнеца в Павлограде и Екатеринославе

15 октября 1898 г. в городе Павлоград был освящен собор Спасо-Нерукотворного образа, известный больше как «церковь Голубицкого», в память о меценате строительства, купце и городском голове Якове Федоровиче Голубицком. Храм этот сохранился, и сейчас является кафедральным храмом Павлограда.

А за два года до этого события, 22 декабря 1896 года (по новому стилю 3 января 1897 г.) в Екатеринославе состоялось освящение новой церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Правда, церковь до сих пор имеет два названия – Благовещенская и Александро-Невская. Она построена на месте часовни Александра Невского, в честь князя был назван и один из приделов храма. Городской сайт подробно рассказывал об истории Благовещенской церкви.

Архитектором храма в Павлограде в литературе называется Леонид Бродницкий. А архитектор храма в Екатеринославе доподлинно неизвестен. Но предполагается, что к нему тоже мог иметь прямое отношение Леонид Бродницкий.

Все дело в том, что облик храма в Павлограде в основной части является… точной копией екатеринославской Благовещенской церкви. А заложен храм в Павлограде был в 1892 г., то есть - на три года позже екатеринославского.

Правда, оба храма различаются решением колоколен. Колокольня храма в Павлограде не похожа на наш Благовещенский храм. Внешне она аналогична колокольне Троицкого собора в Екатеринославе и Харлампиевского нового собора в Мариуполе (не сохранился)

Оба храма посвящались одному и тому же событию – «чудесному спасению» императора Александра III и его семьи в железнодорожной катастрофе в Борках 1888 года. В столовом вагоне поезда находилась икона Спаса Нерукотворного, которая осталась невредимой. Император и его семья считали, что этот образ спас их от гибели. Храм в Екатеринославе посвятили имени императора, а храм в Павлограде – иконе, которая, как считалось, спасла его и семью от гибели.

В проектах обоих храмов видно руку одного мастера. Оба храма строились как раз во время работы епархиальным архитектором Леонида. В то же время в ряде работ существует информация, что в 1889 г. дирекция Брянского завода в Екатеринославе заказала проект церкви придворному архитектору императора Александра III Николаю Султанову.

Возможно, в основу проектов двух церквей был взят проект для церкви Брянского завода 1899 г., разработанный Н.В. Султановым, а осуществление на месте и привязку курировал Л.А. Бродницкий. Такая практика была в целом типичной для провинциального зодчества. Однако нужно отметить, что вопрос об авторстве храмов может быть закрыт только после обнаружения источников – чертежей, протоколов и других документов.

Губернский архитектор построил в Екатеринославе театр и «Земский дом»

После должности епархиального архитектора Леонид Бродницкий получил место губернского архитектора . В Екатеринославе Бродницкий спроектировал и курировал строительство нескольких знаковых сооружений гражданского и культурного назначения.

В 1896 г. совместно с архитектором Станиславом Харманским он спроектировал и построил Аудиторию Комиссии народных чтений (ул. Половицкая, 5) в неоклассическом стиле. Это старейшее театральное здание города, сохранившееся до нашего времени. Здесь проводились лекции для народа, театральные постановки, и здесь же состоялся первый киносеанс в Екатеринославе. Это уникальное здание является памятником архитектуры. Городской сайт подробно рассказывал его историю.

В начале XX века Леонид Бродницкий был причастен к появлению в нашем городе одной из архитектурных жемчужин. Он доработал проект (автор которого до сих пор неизвестен) и курировал строительство в 1900–1902 годах здания Губернской земской управы (Крутогорный спуск, 21). Это двухэтажное здание с богатейшим декором, известное как «Земский дом» соединяет в себе элементы неоклассицизма и эклектики.

К счастью, дом, стоявший без ремонта около 30 лет, недавно начали реставрировать.

Особняк для Дмитрия Яворницкого

Активно работал Леонид Бродницкий по частным заказам. Однако об этой стороне его архитектурной деятельности известно мало. Один объект установлен четко – это дом, а ныне Мемориальный дом-музей академика Д.И. Яворницкого.

В 1905 г. Леонид Бродницкий спроектировал частный дом для тогдашнего директора Областного музея имени Поля Дмитрия Ивановича Яворницкого (1855–1940). Дело в том, что Яворницкий еще в 1902 г. согласился возглавить музей, но, будучи человеком приезжим, не имел своего дома в городе.

Леонид Бродницкий решил эту задачу. Одноэтажный дом с выразительной двухэтажной башенкой выходил своим фасадом на Дворянскую площадь (ныне пл. Шевченко, 5). Здание лишено архитектурных изысков, выполнено с минимумом декоративных элементов, заимствованных из романского стиля. Тем не менее, дом этот хорошо смотрится даже в окружении новостроек.

В этом доме Дмитрий Яворницкий прожил оставшуюся часть своей долгой и насыщенной жизни. В 1940 году ученый покинул этот мир в стенах своего дома. С 1964 года здесь работала мемориальная комната, а с 1988 года здесь постоянно работает Дом-музей выдающегося историка, этнографа, фольклориста, исследователя истории города и края. В доме воссозданы три исторические комнаты, а также вестибюль, прихожая и небольшая комната в башенке на втором этаже. Интересно, что в фондах музея сохранился и оригинальный проект Дома Яворницкого, за авторством Леонида Бродницкого.

***

Архитекторы Альберт и Леонид Бродницкие – отец и сын – внесли свой вклад в развитие архитектурного облика Екатеринослава во второй половине XIX века. Как и многие местные зодчие, они работали в разных стилях – неоклассика, эклектика, «неорусский стиль», но везде достигали успеха», - завершает Максим Кавун.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Polina  (05.12.21 19:52): Как приятно, что в городе помнять моего прадеда и прапрадеда. Спасибо Ответить | С цитатой
горожанин  (22.12.19 19:01): автор рассказа неправильно написал фамилию: Панафидин Георгий Иванович, а не Панафутин! Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
95
лет театру ДрамиКом

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте