Своя территория – свои решения. Где это видано, чтобы люди сами решали, какие фонари им ставить у сельского клуба, какую детскую площадку выбрать для школьников и куда распределить сэкономленные средства? И если раньше такой вопрос был актуален, люди были наполнены скепсисом и недоверием, то сейчас, накануне 2020-го года большинство жителей сельских местностей вам дадут фору в вопросах децентрализации. А сами в это время будут продолжать устанавливать солнечные батареи, выращивать всё новые садовые культуры и топить котельные экологическим сырьем.
5-го февраля 2015-го года в силу вступил закон о «Добровольном объединении громад». Работа перед этим была выполнена колоссальная – изучены все схемы и опыт Европы, пересмотрен бюджет и налоги. Даже противники подобной реформы, которые издавна политизировали её цели смогли понять, как ошибались. Ведь создание ОТГ – это увеличение полномочий отдельных громад, а не целых регионов. Инициатива изменений идёт от самих жителей громад, а не как всегда – с голубых экранов и часов эфирного времени. Сами решили, сами изменили, и не нужно никого ждать. Если совсем просто, то данный процесс можно сравнить со взрослением ребёнка – теперь он сам решает, что ему надеть, и в каком магазине купить конфеты. А родители помогают лишь в случаях необходимости. Например, когда не хватает денег на эти самые «сладости».
В местном бюджете останется 100% налогов, они не уйдут «в небытие» к высшим чинам. Все ОТГ финансируются с государственного бюджета, более того, на развитие инфраструктуры положена субвенция, которая распределится между всеми громадами. И зависит не от уровня жизни, а от количества жителей и размера самой ОТГ. Поэтому есть смысл объединяться даже с небольшими сёлами, посёлками и городами, которые раннее носили ярлык «без перспектив». Статус ОТГ буквально оживляет любой уголок – земли, как правило, плодородны, есть где развивать хозяйство и развиваться самим. А подправить инфраструктуру можно со временем, как только громада расставит приоритеты – что же сейчас нужнее всего.
При создании ОТГ все входящие туда сёла и города объединяются в единый административный центр. Как правило, выбор самих сёл зависит от нескольких факторов – исторических, культурных, географических. Конечно, не обойтись без слушаний и собраний с исполнительным комитетом громады. Его (исполком) выбирают исключительно сами жители.
Именно с исполнительного комитета и будет начинаться руководство самих людей, выслушаны их мнения и советы. В каждом селе, где проживает более 50 человек выбирают старосту – он также будет членом исполкома и представит интересы своих людей на всеобщих собраниях. В его обязанностях – отчёты по проделанной работе, потраченных деньгах и предложения от людей: как и на чем можно сэкономить, земельные вопросы, вопросы медицины и образования.
Итак, как же создать ОТГ? Особенно, если до этого вы лишь слышали о таких вещах, но не вдавались в подробности. Распишем в нескольких шагах эту интересную процедуру.
1. Инициатива. Инициатором объединения может стать сельский, посёлковый или городской голова, депутаты сельсовата, члены территориальной громады в пределах местной инициативы, органы самоорганизации населения. Рассмотрим процесс создания ОТГ, если бы его предложил создать мэр небольшого городка или глава села.
2. Инициирование объединения в форме распоряжения для ознакомления. Публичное обсуждение данной инициативы – в том числе списка сёл или городов, которые предложены для объединения. Их инициатор выносит в само распоряжение.
3. Сельсовет либо городской совет принимает решение о порядке проведения публичных обсуждений касаемо добровольного объединения. Проводится обсуждение, составляется протокол.
4. Совет инициатора принимается решение об объединении , а так же делегировании своего представителя в состав рабочей группы.
5. Составляется распоряжение о создании рабочей группы . В него должен входить список сёл или город для объединения, административный центр, который был выбран раннее и заключительные планы для создания ОТГ.
6. Информирование о создании рабочей группы, подготовка проекта-решения.
7. По результату обсуждения, сельсоветом принимается проект-решение о создании ОТГ, затем решение подается на утверждение в облгосадминистрацию.
8. Сельский, поселковый или городской голова обращается в ОГА. ЦИК принимает решение о первых выборах сельских (городских, поселковых) депутатов и головы.
9. ОГА обращается к Центральной избирательной комиссии для назначения выборов и информирует соответствующие советы, которые приняли решение о добровольном объединении территориальных громад.
Основные плюсы того, что вы решились создать такую громаду и не поленились пройти все этапы:
1) Органы самоуправления подчиняются лишь законам и тем людям, которые их выбрали.
2) Появляются местные налоги.
3) Финансирование – от государства прямо к ОТГ.
4) Субвенция на развитие инфраструктуры.
5) Возможность получения дохода от аренды земли – громада сама выбирает ставку с выгодой для бюджета.
6) Участие в донорских проектах, привлечение инвесторов – «земля» начинает работать и приносить плоды не только в виде овощей, но и пополнять бюджет громады.
7) Развитие современных технологий – энергосбережение, переработка мусора, новые водопроводы.
8) Открытие ЦПАУ (ЦНАП) на территории ОТГ – «единое окно» для решения многих вопросов во избежание бюрократии. Справки, консультации, решение сложных «бумажных» вопросов всегда под рукой.
Ряд плюсов очевиден, однако, всё ли так хорошо? Проблемы есть всегда, и даже на такой оптимистической ноте можно найти несколько простых проблем.
1) Нехватка кадров, которые компетентны в решении узких вопросов – для работы в исполкоме либо ЦНАПе.
2) При этом – нехватка активности, многие просто не могут взять на себе ответственность, и как показывает практика – зря.
3) Документы, которые оформлены не по правилам. Например, на больницы либо школы, которые громада хотела бы взять на баланс.
А можно ли присоедниться к существующией ОТГ?
Да, можно. По упрощенной процедуре к ОТГ может присоединяться громада, которая имеет с ней общую границу и по перспективным планом формирования территорий громад области относится к этому ней.
Раньше же, процедура объединения была значительно сложнее – нужно было буквально во второй раз проходить уже известный алгоритм создания новой ОТГ и проводить выборы нового головы. Инициировать объединение могут все – как жители существующей ОТГ, так и те, кто только стремиться туда попасть, от сельского головы до жителей громады.
Что выигрывает громада, которая хочет стать частью ОТГ ? У неё расширяются возможности и полномочия, открываются дороги к инвесторам и международным проектам. Глава громады станет старостой и членом исполнительного комитета ОТГ, представляя интересы новой территории. Только на новой территории будут проходить выборы депутатов, что значительно упрощает и ускоряет весь процесс объединения. Не нужно ждать принудительного объединения, которое планируется после первых «последних» выборов осенью 2020-го, но об этом позже.
В данный момент на Днепропетровщине существуют 67 ОТГ, в которых проживает 618288 людей. В данный момент, в открытом доступе можно ознакомиться с открытой деятельностью ОТГ, например, вот здесь. Перед вами полный перечень решений, которые принимает громада, вплоть до выделения земельных участков на постройку гаража.
Интересным примером для сомневающихся стала Троицкая ОТГ, что в Павлоградском районе. Так, только за 2018-й год доход на одного человека в громаде составил 18 тысяч гривен. (население громады – 2,7 тысяч). Рядом находится Павлоград, что существенно повышает доходы громады. Сам город так же заинтересован во взаимодействии.
Что же касается Днепровского, то ОТГ позволило бы решить бОльшую часть злободневных проблем. Например, из субвенции на инфраструктуру и её развитие можно было бы со стопроцентной гарантией отремонтировать дороги. Водители бы сэкономили на ремонте своих авто, которые они даже не рискуют вывозить из гаражей, боясь разбить о ямы и ухабы.
На обочинах и частных территориях стало бы меньше мусора. Во многих ОТГ активно внедряют систему сортировки и переработки мусора во благо окружающей среде. Это помогает поддерживать природу, и окружение в благоприятных условиях, а не терпеть вонь и грязь повсюду.
Твёрдые бытовые отходы возможно использовать повторно. А еще есть шанс отказаться от пластика, в угоду более экологичным материалам.
В холодное время года можно будет не бояться замерзнуть прямо на уроке или в очереди в больницу. Власть громады сама распределяет деньги на необходимые нужды. Обогреть особо важные здания в Днепровском – ДК, школу, садик и больницу – стало бы первоочередной задачей. А учитывая значительный скачек в прогрессе, вместо топлива некоторые ОТГ используют экотопливо – например, пеллеты из подсолнечника, шелуху или опилки. Данная практика широко распространена в Европе.
Подоходный налог – 79%
Единый налог – 3%
Акциз на горючее – 4%
Плата за землю – 13%
Другие доходы – 1%
За счет улучшения инфраструктуры, развития земельного хозяйства и образования, даже жители города Днепра иногда переезжают на свежий воздух. Тут вам – и грамотные расходы без отмывания денег, отличное качество услуг – всё делается «для себя», всегда можно прочесть все отчетные документы.
Ознакомиться с делами громады можно на сайте.
Согласно закону, в 2019-м году должно завершится добровольное объединение громад, в рамках реформы децентрализации. Последние выборы в громадах, которые не объединились, состоятся в октябре 2020-го года.
В данный момент, ОТГ существуют на 65% территории Украины. Что же делать с тремя тысячами громад, которые не вошли в состав ОТГ? Постепенно их будут объединять либо присоединять к уже существующим. В данный момент на очереди – 400 громад, которые самостоятельно захотели объединиться.
Днепровское же находится на раздорожье, так как сельский голова в лице Блохиной Ларисы Васильевны, вовремя не предприняла шаг стать ближе к переменам во имя жителей Днепровского, сделав его частью ОТГ.В итоге имеем то, что имеем. Насущные проблемы усугубляются, жизнь жителей посёлка не становится легче и комфортнее. Бюджет поселка, который мог бы уже быть больше, в результате своевременного объединения в ОТГ, по прежнему недостаточен даже для выживания в текущих условиях. В нужный момент не оказалась способного лидера, который проявил бы инициативу и повёл бы за собой народ, ответив на волнующие вопросы и развеяв бы страх ко всему новому. Недостаточная компетентность в вопросах реформы децентрализации – особое упущение среди местной власти. Теперь же люди не знают, что с ними будет, чего ждать и можно ли на что-то надеяться.
В данный момент тенденция к созданию ОТГ активно идёт на спад, ведь все, кто смог быстро объединиться уже сделали это. Если же вы всё еще сомневаетесь в необходимости участия в реформе децентрализации – просто посетите одну из тех ОТГ, которые всего за пару лет полностью изменили свою жизнь и стали «уголком Европы». Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |