Смена закончилась
Если в октябре–ноябре вопрос о возможном сокращении персонала многими предприятиями только рассматривался, то сейчас его начали активно воплощать в действительность. Особенно сложная ситуация сложилась в промышленных регионах страны, в частности в Донецкой, Днепропетровской и Запорожской областях. В донецком кадровом агентстве «Фаворит» констатируют увеличение количества соискателей, оставшихся без работы, как минимум на треть. По словам заместителя директора этой компании Максима Зубова, хотя формально местные предприятия не проводят массовых сокращений, прогрессирует скрытая безработица: персонал отправляют в неоплачиваемые бессрочные отпуска, что заставляет их искать новые вакансии. Особенно много соискателей с ММК им. Ильича, Макеевского меткомбината, предприятий группы «Норд».
Директор местного рекрутингового центра «Профессионал» Лидия Думиникэ отмечает, что наиболее масштабный выброс рабочей силы наблюдается на предприятиях металлургического и машиностроительного комплексов. Если другие производственники избавляются от непрофильных сотрудников (секретари, бухгалтеры и пр.), пытаясь сохранить инженерно-технические кадры, то те же металлурги выставляют за дверь уже не только квалифицированных рабочих, но и мастеров, начальников цехов и пр. Руководитель информационно-аналитического отдела Донецкого городского центра занятости Белла Володина говорит, что если в ноябре прошлого года у них на учете стояла 1,1 тыс. безработных, то сейчас их насчитывается более 2 тыс. Количество же вакансий снизилось с 6,3 тыс. до 4,5 тыс.
В Запорожском городском центре занятости до последнего рассчитывали, что кризис обойдет их регион стороной, ведь до середины ноября ни одно из предприятий не заявляло о кадровых реорганизациях. Но чуда не произошло. Первой ласточкой, как рассказал «ДС» директор центра Владислав Драчев, стала «Днепроспецсталь», которая сначала сняла выставленные ранее более 120 вакансий, а затем предупредила чиновников о готовящемся сокращении. «На сегодняшний день такие уведомления в Центр занятости подали свыше 70 местных предприятий, среди которых, в частности, «Укрграфит», «Мотор Січ», завод полупроводников «Преобразователь», ЗАЗ, Завод железобетонных конструкций и пр. Ожидается, что после нового года они выставят за ворота порядка 2,5 тыс. человек», — говорит г-н Драчев. Но специалисты, которые попадут под официальное сокращение, только вершина айсберга. Не особо церемонясь, работодатели уже сейчас прощаются с ненужными кадрами, вынуждая их писать заявления об уходе по собственному желанию. К примеру, по словам Владислава Драчева, за последний месяц на 500 сотрудников похудел штат Запорожского автомобильного завода. Сейчас на официальном учете в городе состоят 5,3 тыс. безработных, тогда как летом их было 3,4 тыс. Количество же открытых вакансий, наоборот, сократилось с 5,2 тыс. до 2,5 тыс.
В Днепропетровском горсовете сообщают, что, по предварительным подсчетам, весной без работы может оказаться 7% трудоспособного населения, или 40 тыс. человек. Уже к концу года не у дел останутся 15 тыс. сотрудников предприятий областного центра. Хотя официально о сокращениях на заводах пока не говорят, массовый переход промышленников на неполную рабочую неделю и отправка персонала в неоплачиваемые отпуска заставляют горожан обеспокоиться поиском новых источников доходов. По словам директора Днепропетровского областного центра занятости Виктории Кузнецовой, количество обращений на биржу в ноябре увеличилось до 18,6 тыс. человек против 10,9 тыс. за аналогичный период прошлого года. Не лучше ситуация и в декабре. За первые десять дней зимы уже зарегистрировано свыше 7,4 тыс. незанятых граждан, то есть ежедневно в центр занятости обращаются более тысячи человек.
Лидируют в этом списке Кривой Рог, Днепропетровск, Днепродзержинск, Никополь, Орджоникидзе, Новомосковск и Павлоград. Более половины из числа оставшихся не у дел — рабочие, почти треть — служащие, также много специалистов в области АПК. В то же время количество вакансий в течение ноября уменьшилось с 18,6 тыс. до 13,1 тыс., а за первую декаду декабря — до 12,8 тыс. Таким образом, если еще в сентябре на каждое свободное место был один претендент, то сейчас таких уже трое, а на заводские вакансии конкуренция достигла четырех человек. Тем не менее г-жа Кузнецова говорит, что дефицит квалифицированных рабочих сохраняется.
Порядка 30% персонала на предприятиях достигли предпенсионного или пенсионного возраста, тогда как местные ПТУ выпускают не более 25,6 тыс. специалистов ежегодно, что в несколько раз меньше потребностей промышленности. Так что у хороших электрогазосварщиков, слесарей, электромонтеров, токарей, маляров шансы найти работу сохраняются даже сейчас. Впрочем, не факт, что потенциальных соискателей устроит зарплата. По словам Виктории Кузнецовой, оклад, предложенный работодателями по каждой третьей вакансии, ниже прожиточного минимума. А вот бухгалтерам и экономистам весьма проблематично трудоустроиться даже на невысокие зарплаты.
Цепная реакция
Резкое увеличение числа безработных в промышленных регионах страны ударило и по отраслям, ранее считавшимся относительно благополучными. Кадровики отмечают, что чистку рядов затеяли локальные торговые сети. Владислав Драчев рассказывает, что увольняют персонал запорожские супермаркеты компании «Амстор»: за последний месяц на дверь указали нескольким десяткам человек. По его информации, похожие акции готовят и другие торговые сети. «Они мотивируют свои действия снижением объемов продаж. По статистическим данным, за ноябрь реализация продовольственных товаров в нашем регионе снизилась на 10%, а промышленных — на 16%», — отмечает г-н Драчев.
О подобной тенденции говорят и в Донецке. Максим Зубов утверждает, что, помимо продуктовых супермаркетов, о сокращении кадров задумались и ведущие дистрибьюторские компании, уже заявившие о намерении уволить от 100 до 260 сотрудников (20–35% штата).
Снижение покупательской способности населения ставит под вопрос и будущее бизнеса других продавцов. В том же Донецке активные чистки рядов проводят автомобильные салоны. «Из 10 работающих там менеджеров оставляют двоих-троих, а некоторые автомобильные центры и вовсе закрываются. Сейчас в свободном полете находится немало начальников отделов продаж и директоров салонов», — рассказывает г-н Зубов.
Ожидается, что, раскрутив покупателей на последние деньги в период новогодних праздников, в январе–феврале об оптимизации штатного расписания задумаются продавцы бытовой техники, одежды и пр. Директор рекрутинговой компании «Форсаж» Елена Грищук прогнозирует, что после праздников промышленные регионы накроет вторая волна сокращений, под которую попадут удержавшиеся ранее на своих местах маркетологи, кадровики, экономисты. Причем, помимо промышленников и продавцов, об оптимизации армии сотрудников задумаются и пищевики. Хотя пока ситуацию на их рынке сложно назвать кризисной, снижение объемов продаж заставляет собственников подумать об экономии, в том числе и на персонале. Впрочем, увольнения будут менее масштабными, чем в ноябре–декабре. Кроме того, когда бизнесмены освоятся в кризисной ситуации, они задумаются об открытии новых вакансий, в частности, будут искать специалистов, способных работать в кризисном режиме, обладающих хорошими профессиональными навыками и личностными качествами, и главное — с умеренными зарплатными запросами.
За сущие копейки
Помимо безработицы, промышленные регионы захлестнула волна не менее массового снижения зарплат. Предприятия ищут любые способы уменьшить расходы на сотрудников. Популярное сейчас сокращение рабочей недели до трех-четырех дней фактически гарантирует снижение оплаты на 30–40%. Понятно, что о прежних бонусах и премиях речь вообще не идет.
В Донецке, по словам Лидии Думиникэ, зарплаты за последний месяц упали примерно на 40–50%. К примеру, если ранее сметчику предлагали $800, то сейчас — 2,5 тыс. грн., ведущего бухгалтера готовы брать всего на 2,5–3 тыс. грн. в месяц, тогда как еще несколько месяцев назад ему обещали не менее $1–1,5 тыс. Вдвое сократились ставки и у строителей: тем, кому все же находится работа, компании готовы платить не более 1,5–2 тыс. грн. в месяц.
В Днепропетровске прогнозируют, что до конца года зарплата на крупнейших предприятиях региона снизится на 60%. «Интерпайп. Нижнеднепровский трубопрокатный завод» уже сообщил, что намерен урезать среднюю заработную плату более чем на 57% (с 2,9 тыс. до 1,2 тыс. грн.) в связи со снижением объемов производства. Днепропетровский завод прокатных валков уменьшит ставки на 60% (с 2,9 тыс. до 1,1 тыс. грн.), «Днепротяжбумагмаш им. Артема» — на 40% (с 1,5 тыс. до 900 грн.). В итоге средняя по городу заработная плата снизится на треть — до 1,4 тыс. грн. в месяц. В первом же квартале следующего года эта цифра может упасть еще ниже — до 1 тыс. грн.
Схожей стратегии придерживаются и в других регионах. Причем под нож идут зарплаты не только рядового персонала, но и руководителей. Елена Грищук рассказывает, что переоценили стоимость сотрудников управляющие компании практически всех промышленных холдингов страны. «Ранее зарплаты там были явно завышенными. К примеру, управленцам высшего звена платили порядка $10 тыс. и более, специалистам среднего — $5–7 тыс. Сейчас ставки стали ниже как минимум на треть», — отмечает эксперт.
Лидия Думиникэ отмечает, что многие работодатели решили воспользоваться случаем и специально увольняют дорогой персонал, чтобы тут же выставить освободившуюся вакансию в надежде найти более дешевого сотрудника. Очевидно, именно желанием сэкономить объясняется тот факт, что даже в условиях кризиса определенное количество вакансий на рынке все же есть. К примеру, в Донецке, по словам г-жи Думиникэ, предлагается работа продавцам, инженерам-землеустроителям, строителям на дорожные работы, бухгалтерам. В Днепропетровске 52% открытых вакансий предусматривают наличие рабочей специальности, тогда как именно таких работников активно увольняют с производственных предприятий. По словам Владислава Драчева, 70% свободных мест рассчитаны на рабочих и в Запорожье. «Ищут водителей, сварщиков, станочников, токарей, фрезеровщиков», — отмечает он. Но зарплатные предложения для новичков уже на 40–50% ниже, чем для уволенных с этих должностей.
Впрочем, кадровики сходятся в прогнозах, что маневр работодателей удастся. Массовая безработица привела к дисбалансу на рынке труда в промышленных регионах страны. Сегодня средняя нагрузка на одну вакансию составляет как минимум два-три человека, что заставляет потенциальных соискателей быть сговорчивыми.
Автор: Людмила Ксенз
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
:))) ВОТ-ВОТ!!! ПОБОЛЬШЕ НАМ БЫ ТАКИХ ОПТИМИСТОВ!!! УЛЫБНУЛО!!! А ведь так и есть!! Ответить | С цитатой