Юрий Григорьевич, для чего принята эта программа?
У нас в области много проблем – и больших, и маленьких. На их эффективное решение направлены 64 программы, 42 из которых финансируются за счет средств областного бюджета. Деньги выделяются и на ремонты дорог, и на газификацию населенных пунктов, и на содержание социально-культурной сферы. Мы пытаемся охватить все стороны жизнедеятельности области, отреагировать на все обращения граждан.
Но, к сожалению, проблема, как всегда, в нехватке денег. Только в течение этого года в областной совет поступило заявок от депутатов местных советов, руководителей городов, районов, сел на общую сумму около 5 млрд. грн. Безусловно, таких денег в области нет, а проблем, требующих безотлагательного решения, много.
На областных совещаниях я обычно говорю, что над решением большинства существующих проблем должны потрудиться и местные власти, хотя сам понимаю, что тот ресурс, который находится в наличии у сельских и поселковых советов, не просто минимальный – мизерный. Зачем далеко ходить – еще год назад 90% помещений сельских и поселковых советов нуждались в ремонтах, из них 41% – в капитальных. А 15% сельсоветов вообще не имели собственного помещения, размещались на правах бедных родственников в библиотеках, школах, клубах. Чтобы объехать 10-12 сел, находящихся на территории сельсовета, сельский голова был вынужден день не вставать с велосипеда. Не только компьютеры, телефоны-факсы были не у всех. Именно поэтому мы приняли решение о разработке программы, которая позволила бы поддержать местное самоуправление Днепропетровщины. И результат уже есть – за время действия программы развития местного самоуправления, принятой на майской сессии прошлого года, отремонтировано 30 помещений сельсоветов, приобретены 39 автомобилей, завершается подключение к компьютерной сети всех органов местного самоуправления области.
Во время всеукраинского совещания руководителей местных органов самоуправления областей Украины вы встречались с вице-спикером Николаем Томенко. О чем шла речь, до чего удалось договориться?
Темы обсуждения – вопросы местного самоуправления и второй этап реформ – рассматриваются уже не первый год. Мы говорили об этом и с Александром Морозом, и с Арсением Яценюком, теперь вот с Томенко. На этом совещании я выступал первым из глав облсоветов и еще раз огласил нашу позицию. Считаю, пора уже от болтовни переходить к делу и решать вопросы местного самоуправления. Нужно размежевать полномочия центральных, региональных и местных органов власти (поселок, село, город, район), и изменения к бюджету нужно вносить в части наполнения местных и государственного бюджетов.
Сейчас мы видим, что к политической нестабильности в государстве добавилась еще и экономическая. Страна пока держится на местном самоуправлении – на тех областях, где есть стабильность в сельских, поселковых, районных и областных советах, где идет работа. Как пример – Днепропетровщина.
Но это тоже не выход. Нужна еще стабильность и на центральном уровне. Ведь, как мы видим, экономический кризис все более «захлестывает» Украину, а надежды на то, что государственный бюджет будет принят, нет. Не говоря уже о том, чтобы госбюджет учел все наши просьбы и предложения. И нужно подумать, что нас ждет уже в следующем году.
А стабилизационного фонда в области нет?
Такой статьи в области нет! Однако мы вместе с облгосадминистрацией приняли решение сформировать областной финансовый запас примерно в 22 млн. грн. Для чего? Чтобы хоть в какой-то степени обеспечить людей зарплатами, другими социальными выплатами.
Сказался ли уже кризис на положении области, и как, по-вашему, он скажется по итогам года?
Безусловно, кризис сказывается. За 9 месяцев выполнение бюджета у нас составило 106,4%. Этого перевыполнения нам будет достаточно, чтобы в целом выполнить областной бюджет за год. Но уже в октябре-ноябре бюджеты многих городов сокращаются, например, Вольногорск – 97% выполнения от плана, Днепродзержинск и Кривой Рог – по 94%, Марганец – 98%, Никопольский и Покровский районы – 97-98%. И это – только начало кризиса.
Что делают органы местного самоуправления, чтобы защитить жителей области от надвигающейся безработицы?
С начала кризиса мы ведем постоянный мониторинг ситуации в области, не только по безработице. Мы подписали с председателем облгосадминистрации Виктором Бондарем распоряжение и на последней сессии облсовета утвердили план антикризисных мероприятий, создали рабочую группу для его реализации. План состоит из двух частей: предложения органам центральной власти, которые нужно срочно принять для выхода из кризиса, и региональные, среди которых – смягчение ситуации на рынке труда, социальная защита наиболее незащищенных слоев населения, обеспечение доступности потребления товаров и услуг. А для себя мы определили направление – повышение эффективности использования бюджетных средств.
Безусловно, наличие в области 92% частных предприятий и компаний сокращает наше влияние на их работу, но достигнутые с ними договоренности будут выполняться.
На данный момент в области 13,22 тыс. свободных рабочих мест, но, конечно, число незанятых выросло – с 29 тыс. до 44 тыс. Примерно на 9 тыс. человек увеличилось количество безработных. Поэтому наша основная сегодняшняя задача – защитить людей, поддержать их в этот сложный период.
В Павлограде, например, существует практика проведения общественных работ, и город сам их оплачивает. Планируется ли в области внедрить такой опыт, чтобы обеспечить людей работой?
Мы ориентировали города и районы на такие мероприятия, но сама областная власть ведь не сделает этого… Да и возникает проблема – пойдут ли люди на эти рабочие места? Ведь уволенный инженер, например, может и не пойти на низкоквалифицированную работу. Он лучше встанет на учет в службе занятости и подождет более подходящих предложений.
Когда составлялся этот антикризисный план, учитывались ли предложения предприятий? Многие опрошенные нами руководители предприятий ГМК и торговых сетей ничего не знают о плане.
Промышленные предприятия все знают об этом плане, и многих руководителей мы включили в рабочую группу. Мы сейчас работаем по отдельным направлениям программы, определили 29 первоочередных мер.
Сколько работников в органах местного самоуправления планируется сократить?
Думаю, тут сокращений не ожидается, потому что наши штатные расписания на 100% не заполнены. Но мы работаем над тем, чтобы очень экономно использовались бюджетные средства. Сейчас уже нет премий, надбавок, идет «голая» заработная плата. Средняя зарплата в области составляет 1960 грн, в городах – 2100 грн, а в органах местного самоуправления в районах и селах – 1614 грн… Поэтому есть еще проблема с подбором кадров, работающих для людей.
А как, кстати, учат местных самоуправленцев? И кто учит?
Мы проанализировали – после выборов 2006 года в советы всех уровней области пришло 60% новых депутатов. Текучесть кадров в местном самоуправлении – 23%. Поэтому в программу развития органов местного самоуправления ввели обучение и депутатов, и сотрудников органов. Обучение происходит в Днепропетровском региональном институте государственного управления. Своими знаниями делятся юристы, экономисты, управленцы, имеющие значительный опыт работы в органах местного самоуправления.
Люди старшего поколения часто спрашивают: почему бы не соединить все власти – облсоветы и облгосадминистрации? Как было проще жить раньше! Не кажется ли вам, что на местах должна быть одна власть, главенствующая, которая распоряжается бюджетом?
Как раз на совещании у Томенко этот вопрос был одним из главных, и все участники совещания едины во мнении, что эту норму нужно закрепить в Конституции. Речь идет о создании при областных советах их исполнительных комитетов. Есть также предложения, чтобы кроме этого оставались государственные администрации или представители Кабинета министров, которые бы рассматривали разные вопросы, в том числе контролирующие и координирующие. Но исполнительный орган должен работать вместе с облсоветом. Эти предложения внесены как изменения к Конституции, но до сих пор не проголосованы. Хотя нужно сказать, что этот вопрос возник давно. Вся Европа так работает. Да и Верховная Рада Украины больше 10 лет назад ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления.
Пока же повлиять на ситуацию мы не можем. Как единственный представитель Днепропетровщины в созданном президентом Украины Конституционном Совете, я внес предложения о необходимости изменений в законодательстве и в Верховную Раду, и в Кабмин, и главе государства, но пока ответных действий нет.
Вы очень часто ездите по области и общаетесь с людьми. О чем они вас просят?
Их волнуют жилищно-бытовые вопросы. Самая болезненная для меня тема – перебои с водой, 500 населенных пунктов в области до сих пор живут на привозной воде, и мы пока не можем помочь. Не хватает средств. Волнуют людей и вопросы законодательного порядка, соблюдения законности, начиная с земельных вопросов и заканчивая правовыми взаимоотношениями. Освещение и газификация улиц, обеспечение жильем и работой... Много проблем. И каждая из них самая важная.
Кстати, о земле. Есть ли возможность заставить компании и фирмы регистрироваться и платить налоги по месту работы? Ведь используются наши недра, загрязняется наш воздух, а деньги уходят в другие регионы…
Это проблема многих областей, ведь часто компании зарегистрированы в Киеве и платят налоги в столице. У нас, например, в Магдалиновском районе добывает газ компания «Харьковгаздобыча» – налогов нам не платят, зарплату привозят из других регионов, а наши недра используют. И мы не можем решить это на государственном уровне. На совещании у Томенко я также ставил этот вопрос – налоги нужно платить там, где работают люди. Ведь в этих селах и районах нет ни пополнения Пенсионного фонда, ни бюджета развития, а все идет в Киев.
Какие приоритеты бюджета области на 2009 год? Чем он будет отличаться от бюджета-2008?
Главное для меня, чтобы бюджет-2009, который будет принят Верховной Радой, в корне отличался от бюджета-2008 года – область не должна быть просто передаточным звеном бюджета, а средства должны оставаться в селах, городах, районах и области. Чтобы хотя бы 50% бюджета осталось на местах, чтобы мы могли решать наши местные вопросы.
А сколько остается сейчас?
Горько сказать – около 25%. В этом году у области изъяли в государственный бюджет 500 млн. грн!
Сложно ли было найти общий язык с финансово-промышленными группами, работающими в области?
ФПГ – это люди, заинтересованные в развитии своего бизнеса и Днепропетровской области. Они заинтересованы в том, чтобы, вкладывая немалые деньги, получать результат. Например, недавно я разговаривал с представителями СКM, владеющими, в частности, Северным, Центральным и Ингулецким ГОКами. В 2008 году они вложили в развитие предприятий и социальной сферы $2,5 млрд. Неужели вы думаете, что они хотят остановить свои предприятия и потерять людей, работающих сегодня на ГОКах? Микрорайон Терны в Кривом Роге полностью отремонтировали – это только для людей, никакой собственной выгоды они не получили. Средние по величине компании, например – строители, также хотят, чтобы были стабильные условия для работы.
А что просят, приходя к вам, олигархи? Пинчук, например, Коломойский?
Ничего не просят и не приходят.
Какие-то конфликты приходили улаживать? Жаловались ли на вас «наверх»?
Нет. А за что на меня жаловаться, если я никогда до конфликтов не доводил и людям не мешал работать? Все наши бизнес-компании много делают для Днепропетровска и области. Конечно, они жестко отслеживают свои экономические интересы, но так ведут себя все бизнесмены. Точно так же, за счет жесткой и агрессивной экономической политики, выживают компании и в Европе, и в Америке.
А может, вы знаете отгадку феномена – почему в Днепропетровске самый дешевый бензин в области и среди соседних областей?
Знаю. Это конкуренция днепропетровских фирм, снижающих цены. Кто хочет выжить на этом рынке и дольше устоять с такой низкой ценой, тот и отвоюет большую часть рынка.
И в завершение, Юрий Григорьевич – чего вы ждете от нового года и каковы ваши прогнозы на следующий год?
Жду, что, в конце концов, мы будем услышаны и местное самоуправление в Украине станет самодостаточным и дееспособным. Надеюсь, что очень непростой 2009 год наша область переживет без потерь. Знаю, что всем будет нелегко. И этот факт нужно принять. Но областной совет сделает все от нас зависящее, чтобы максимально сохранить стабильность в регионе. И вы, и, я думаю, читатели вашей газеты уже, наверное, заметили, что мы не занимаемся популизмом. Мы просто работаем, стараемся помочь всем, берем на себя ответственность перед нашими гражданами. Я уже говорил и готов повторить: мне не стыдно смотреть людям в глаза, потому что я работаю для них – для каждого гражданина области. А людям хочу сказать, что даже в самых сложных условиях нельзя ожесточаться. Сила жителей Днепропетровщины – в нашем единстве.
Автор: Алена Коробка
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |