Днепропетровская область занимает первое место в Украине по количеству брошенных детей.
Украина занимает 186 место в мире по рождаемости и 13 место в мире по показателю вымирания нации. Численность детского населения в стране с 1991 года сократилась почти вдвое — до 7,6 млн. Почти 106 тысяч детей, или 1,5% детского населения страны живут и воспитываются в интернатных учреждениях. Из этих 106 тысяч всего лишь 8% (8700 детей) это — сироты, у остальных 92% родители живы. Каждые три дня 250 детей попадают в интернатные учреждения, а, минимум 600 тысяч детей проживают в неблагополучных семьях. Эти 600 тысяч детей – потенциальные кандидаты на попадание в приюты и интернаты (статистика уполномоченного Президента Украины по правам ребенка Николая Кулебы).
И в этой печальной статистике Днепропетровская область занимает первое место в Украине по количеству брошенных детей – почти 10 000. Интернатных учреждений – 61.
“Такая ситуация в области связана как с низким культурным уровнем населения и инфантильностью, так и с бедностью. Дети попадают в интернаты из семей, где родители, по разным причинам, не способны заботиться о них и где есть угроза здоровью и жизни детей. Социальные службы изымают ребенка из такой семьи и отправляют в приют или интернат. Из роддомов дети-отказнички практически не попадают в детдома. Потому что за ними стоит очередь усыновителей. Найти же новую семью взрослому ребенку – сложнее. И такие дети надолго остаются в интернатах. Украинская система интернатов советского образца давно морально устарела. Она громоздкая, неэффективная и жесткая для и без того обездоленных детей. Большинство интернатных учреждений являются закрытыми системами, внутри которых часто происходит насилие.
Из 7 миллиардов гривен, выделяемых из бюджета на интернаты и детские дома, на нужды самих детей тратится всего 15%, остальные 85% –на содержание зданий и зарплату персонала. При этом, 70% работников – это технический персонал, 29% – воспитатели и учителя, и только 1% – узкопрофильные специалисты.
Много помогают волонтеры и благотворительные организации. Интернатные учреждения города оснащены компьютерами, техникой, едой, вопросы одежды тоже решаются… Но какие бы хорошие условия ни были, а система не решает главную проблему ребенка – одиночество.
Воспитатели приходят сразу ко всем, волонтеры тоже приезжают сразу ко всем детям, а вот конкретно к нему не приходит никто. Любому ребенку, чтобы развиваться, нужен его личный значимый взрослый, наставник, которому он может доверять, который будет его принимать безусловно, который расскажет, как жить. Ребенок в интернате часто видит толпы людей, которые привозят подарки, организовывают праздник, веселье и … уезжают, чтобы вернуться через год. А все остальное время он остается один. Кроме того у этих акций есть еще одна негативная сторона: дети привыкают к тому, что им все дадут, все привезут, таким образом воспитывается потребительское отношение. Это никак не готовит их к самостоятельной жизни и в будущем только вредит. А навыкам и знаниям ребенка может обучить только взрослый наставник, тот самый значимый взрослый, которого нет.
90% выпускников интернатов выходят из них не готовыми к самостоятельной жизни. Ребенок может быть физически и психически здоров, но совершенно не приспособлен к жизни из-за того, что у него отсутствует модель жизни в обществе. Привычные вещи для детей, выросших в семьях, для этих детей могут быть пугающими и непонятными. Например, они в интернате сами не выбирают еду, их кормят всегда готовым, все решают за них. Они не умеют самостоятельно пойти в больницу, найти работу, построить свою семью, просто потому, что не знают, как это делать. Государство предоставляет выпускникам интернатов хорошие льготы, в том числе и на поступление в вузы, хорошую стипендию, обеспечивает жильем, но без навыков распоряжаться деньгами и бытовых знаний это иногда бывает бесполезно» — рассказал глава международного благотворительного фонда “Максимум» Максим Нудьга.
Не удивительно , что после выпуска детей из интернатных учреждений:
50% из них совершают преступление,
20% становятся бездомными,
15% совершают попытку самоубийства,
1% получает высшее образование
(статистика организации «Одна Надія»).
Наставничество – добровольная бесплатная помощь ребенку из интернатного учреждения в социализации и адаптации его к самостоятельной жизни. Эту программу в Украине впервые начал реализовывать киевский центр «Одна Надія». Наставничество – это дружба между одним взрослым и одним ребенком. Это регулярные встречи, как на территории, так и вне учреждения. Наставник – это друг, ни в коем случае не «спонсор», не замена мамы и папы, а именно друг, которому ребенок может довериться и который в течение года раз в неделю приезжает к ребенку.
Если человек принял решение стать Наставником, ему нужно обратиться в центр социальных служб либо в партнерскую организацию (организации, которые заключают договор с центрами соцзащиты) или в центр «Одна надія». Затем пройти специальный тренинг по наставничеству.
6 октября 2016 года Президент Украины подписал Закон о наставничестве, отныне наставничество – официальная законная форма помощи ребенку в учреждении.
4 июля 2017 года Кабинет Министров Украины утвердил Положение о наставничестве, по которому могут работать все Центры социальных служб для семей, детей и молодежи в Украине.
По данным организации “Big brothers big sisters” (США) дети, которые регулярно встречаются со своими наставниками:
— на 27% меньше подвержены злоупотреблению алкоголем;
— на 46% меньше склонны к употреблению наркотиков;
— на 55% более способны поступить в университет;
— на 78% чаще участвуют в волонтерской деятельности;
— на 90% более заинтересованы в том, чтобы стать наставниками;
— на 100% чаще готовы занимать лидерские позиции.
Патронат – это временная забота, воспитание и реабилитация ребенка в семье патронатного воспитателя на период преодоления ребенком, его родителями или другими законными представителями сложных жизненных обстоятельств. Это очень хорошая форма помощи детям, которая может помочь ребенку избежать попадания в систему интернатных учреждений. Когда соцслужбы изымают ребенка из неблагополучной семьи, он попадает не в приют, не в больницу, не в центр реабилитации, а в патронатную семью, в которой знают, что ребенок у них временно (до 6 месяцев), сам ребенок и его родители тоже об этом знают. В то время, пока он находится в патронатной семье, ему оказывают психологическую поддержку, а социальные службы занимаются помощью в решении проблем его родителей. Оплата услуг патронатного воспитателя (в размере пяти прожиточных минимумов для трудоспособных лиц 1762х5=8810 грн) и выплата социальной помощи на содержание ребенка (для детей до 6 лет –2984 грн, для детей от 6 до 18 – 3720 грн.) осуществляется за счет городского бюджета в размере и порядке, обозначенном Кабинетом Министров Украины.
Спонсорство – финансовая поддержка детей в интернатах. Если человек хочет помочь финансово, то намного эффективее будет не просто вливать деньги в систему интернатов, а поддержать какие-то конкретные образовательные программы или программы социализации для детей, которые проводятся различными благотворительными и волонтерскими организациями. Это занятия по финансовой и правовой грамотности, арттерапии, творческие занятия, спортивные соревнования и другие. Например, БФ «Максимум» организовывает летом выездные лагеря для детей на 3-5 дней, спонсор может помочь с экипировкой или продуктами, предоставить спортинвентарь и так далее. Программы социализации очень важны, так как помогают построить доверительные отношения детей с внешним миром. Важно выстраивать эти отношения именно пока дети живут в интернате, чтобы, став выпускниками, они знали, что могут и дальше обращаться за помощью к разным социальным службам и благотворительным организациям, что они не одни.
В 2017 году в Украине началась реформа со сложным названием «деинституциализация» (ДИ).
Процесc ДИ начался с утверждения 9 августа 2017 года правительством Национальной стратегии реформирования системы институционного ухода и воспитания детей на 2017-2026 годы.
В соответствии с Национальной стратегией, уже в 2026 году детей в институциях должно быть менше 0,5% от общего количества (сейчас – 1,5%). А те дети, которые по разным причинам все же останутся в интернатных учреждениях, а не в семьях, – будут жить в условиях, максимально приближенных к семейным (до 10 человек в одному учреждении).
Суть ДИ – государство должно сформировать такую государственную политику, которая направлена на то, чтобы не допускать попадание детей в интернаты. Делать упор на программы раннего вмешательства, — больше внимания уделять семьям в сложных жизненных обстоятельствах, чтобы сохранять семьи с детьми. Например, создавать дневные центры, в которых смогут пребывать дети в то время, пока мама занята на работе. В каждой громаде должны появиться доступные и качественные услуги для семей с детьми. Для этого должен появиться рынок этих социальных услуг, не менее 50% из которых будут предоставлять профессиональные гражданские организации (как это делается в странах Европы и США, где существует конкуренция между негосударственными организациями за предоставление социальных услуг, оплачиваемых государством).
— развитие услуг альтернативного ухода за детьми, которые по определенным причинам не могут проживать с биологическими родителями: усыновление, опека, попечительство, приемные семьи, детские дома семейного типа, малые групповые дома;
— развитие услуг по поддержке семей с детьми на уровне территориальной громады, внедрение механизма заказа социальных услуг в неправительственных организациях;
— прекращение помещения детей в возрасте до трех лет в учреждения институционального ухода за детьми;
— постепенное уменьшение количества детей, которые воспитываются в интернатных учреждениях (на 10% каждый год);
— развитие сети центров реабилитации и паллиативной помощи детям, центров социальной поддержки детей и семей, центров дневного ухода за детьми с особенностями психофизического развития, социальных квартир и домов;
— реформирование интернатных учреждений, в частности, путем ликвидации или преобразования в учреждения дневного пребывания детей;
— прекращение через 10 лет деятельности всех типов интернатных учреждений, в которых воспитывалось больше 15 детей.
Основные участники деинституциализации — государство, громады, общественные организации, бизнес, доноры и общество.
Государство формирует соответствующую государственную политику, направленную на поддержку семей с детьми с целью недопущения попадания детей в интернатные учреждения.
Громада несет ответственность за безопасность и благополучие ребенка, развитие услуг для детей и семей с детьми.
Общество являетя социальной платформой для поддержки семьи, содействия развитию ребенка и подготовки его к взрослой жизни.
Общественные организации создают общественный резонанс для ускорения реформы, а также помогают громадам в создании социальных услуг.
Бизнес и доноры являются активными участниками процесса деинституциализации путем предоставления ресурсной помощи государству, общественным организациям и громадам.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |