Первой ласточкой стала уличная акция протеста рабочих завода «Днепропресс». Они потребовали выплатить им двухмесячную задолженность по зарплате, которая составляет около 5 млн. грн. На предприятии трудятся 1047 человек, 180 из которых в связи с кризисом собственники планируют в ближайшее время сократить. На митинге была принята резолюция, в которой коллектив завода тяжелых прессов обратился к Кабинету министров и Верховной Раде с просьбой внести на рассмотрение парламентариев закон, позволяющий национализировать предприятия, менеджмент которых в условиях экономического кризиса работает неэффективно.
Впрочем, надежды работников этого уникального для Украины завода на то, что государство будет лучше справляться с поиском заказов на продукцию, нежели нынешний собственник (ОАО «Днепропресс» принадлежит холдингу «Смарт-групп» олигарха Вадима Новинского), похоже, тщетны. На казенных предприятиях дела ничуть не лучше. Взять, к примеру, на 100% государственное предприятие «Южный машиностроительный завод» – флагман отечественного ракетостроения, гордость державы. До задержек с выплатой зарплаты там пока дело не дошло, но рабочую неделю, а вместе с ней и часть зарплаты, на заводе уже уменьшили.
Профсоюз познается в кризисе
На днях в редакцию «Левого берега» обратился работник ЮМЗ, по понятным причинам пожелавший остаться неназванным. Он предоставил копию приказа, согласно которому в условиях дефицита финансовых средств с 1 ноября 2008 года отменяется 5-дневный режим работы. План при этом остается неизменным, а поскольку предприятие режимное и на проходной дежурят солдаты, которые в нерабочие дни блокируют пропуска, выходить на работу дополнительно возможности у него нет. Таким образом, справиться с поставленными задачами просто физически невозможно. А вследствие невыполнения плана теряется не только часть основной зарплаты, но и значительная часть премиальных. В итоге, из полутора тысяч гривен на руки он получит на 600 грн меньше.
«У нас последние 15 лет 4-дневная рабочая неделя, – прокомментировал «Левому берегу» ситуацию председатель профкома ЮМЗ Виктор Литвин. – Что же касается заработной платы, то ее сокращение пока не планируется. Сколько конкретно получают сотрудники ЮМЗ, я вам не скажу – мы не разглашаем подобную информацию. И вообще, все вопросы экономического характера следует задавать руководству предприятия». Действительно, приказ №522 от 15.10.2008 издан в развитие приказа №468 от 04.09.2008, который, в свою очередь, продлевает приказ №74 от 19.02.2007 о 4-дневном режиме работы. Не исключено, что и этот приказ дублирует предыдущий. Так что против истины председатель профкома не погрешил.
Самим рабочим тоже бунтовать не с руки. Не секрет, что большая часть персонала завода среднего и старшего возраста – молодежь на ЮМЗ идет неохотно. Работу по специальности старикам найти сложно, вот и молчат.
Кстати, последним «Южмаш» посетил Арсений Яценюк – за несколько дней до своей отставки с поста спикера. Несмотря на то, что визит состоялся уже после выхода приказа о переходе на «четырехдневку», никто из рабочих и не подумал пожаловаться высокому гостю на руководителей завода.
Всемирный заговор капиталистов
О проблемах другого знакового для Днепропетровска предприятия – Днепровского машиностроительного завода – поведал лично мэр Иван Куличенко. «Остановился ДМЗ, сейчас этот завод государству не нужен», – заявил он на последней пресс-конференции, намекая на то, что крах завода произошел по вине Минтранссвязи. Дело в том, что ДМЗ уже много лет выпускает телефонные станции С-32. Они не стыкуются с другим оборудованием и, положа руку на сердце, нужно сказать, что давно морально устарели. Ставили их в основном в селах, поговаривают, что только благодаря личным связям директора завода Николая Филькина с бывшим президентом Леонидом Кучмой. Выходит, еще один чемодан...
Между тем, лидер областной организации Всеукраинского союза рабочих, депутат Днепропетровского облсовета Алексей Символоков усматривает причину в сговоре капиталистов. «ДМЗ остановился, на ДЗМО людей отправили в отпуска, на Петровке перевели на «трехдневку», ЮМЗ, насколько я знаю, тоже работает на «четырехдневке», – заявил он «Левому берегу». – На мой взгляд, этот кризис искусственный, слишком подозрительно, что на разных предприятиях одновременно вводятся одни и те же меры – сокращенная рабочая неделя, задержка и сокращение заработной платы, сокращение штатов». Впрочем, понять Алексея Алексеевича тоже можно – в областном совете он представляет Коммунистическую партию, а работает токарем на «Днепропрессе» и, как 180 его коллег по заводу, рискует попасть под сокращение.
СПРАВКА
Чемодан без ручки?
Со времен президентского правления Леонида Кучмы ЮМЗ служит своеобразным элитным фотоателье – на фоне корпусов ракет для «Морского старта» в разное время фотографировались Солана, Путин, Назарбаев...
Но проблема в том, что выживает «Южмаш» исключительно за счет иностранных заказчиков (См. материал «Долгий путь к Алькантаре», «Левый берег» от 26 сентября 2008 года). Если не считать программы «Морской старт», в которой постоянную наполняемость портфеля заказов обеспечивают партнеры из «Боинга», пуски украинских «Зенитов» и «Днепров» носят разовый характер. Не идет и конверсионная продукция – тракторов ЮМЗ не видно на полях: они оказались дороже белорусских аналогов, минивертолеты (с дверцами от тех же тракторов) не бороздят воздушные просторы, а с ветряками вообще вышла курьезная история. Технологии, закупленные у американцев, не подошли для Украины – не та роза ветров. Десяток ветрогенераторов, правда, купил Роман Абрамович для Чукотки. Пока осваивали их выпуск, обанкротилась фирма-производитель. «Южмаш» вынужден был обслуживать ее гарантийные контракты в США, параллельно осваивая выпуск более мощных ветряков, уже по европейской технологии. Разве что троллейбусы и трамваи оказались востребованы, в том числе и в Москве, но опять же занимаются ими отдельные СП. Вот и получается, что ЮМЗ для государства как чемодан без ручки – и нести тяжело, и выбросить жалко.
Автор: Дмитрий Бондаренко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Могу немного уточнить! Символоков А.А. работает токарем-рассточником на заводе "Днепропресс" в ПСП и НО.(название цеха) И справляется не только с производственнім планом, а еще и занимается депутатской и общественной работой!
Вот вам и фантастика! Ответить | С цитатой
личных интересов. Когда же люди начнут защищать свои права!!! Ответить | С цитатой
Мы его исключили из партии.
Пришлось всех надовольних распустить. Получилочь аж четыре районных комитета! Это приблизительно 600 бывших коммунистов, стаж в партии у бывших от 20 до 50 и более лет...
Вроде все успокоилось, в партии, спокойно можно продать места на будущих выборах...
Но, эти бывшие обеденились, опять союз рабочих и союз советских офицеров колотят партию...
Успокойтесь все !!! Дайте спокойно работать !
Скоро буду вести разговор с Петром Николаевичем Симоненко, чтоб отозвать Символокова с депутатства!!!
Этот токарь стал много на себя брать !!! Ответить | С цитатой
Похоже информацию о Южмаше автор собирал в комиксах... или может приснились автору вертолеты с дверцами от тракторов?
А про ракеты и ветряки - я даже для школьных рефератов информацию проверял перед тем как подписать своим именем, чего и вам желаю не лениться делать в будущем!
И это - средства МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ?!!! Ответить | С цитатой
Впрочем, понять Алексея Алексеевича тоже можно – в областном совете он представляет Коммунистическую партию, а работает токарем на «Днепропрессе» и, как 180 его коллег по заводу, рискует попасть под сокращение.
Депутат облсовета - токарь, это просто из области фантастики )) Ответить | С цитатой