86 лет назад в Днепродзержинске для работников Днепровского металлургического завода был построен Дворец культуры металлургов. Здание ДК было сдано в эксплуатацию в 1932 году, и в нем, помимо прочего, стали организовываться новогодние программы для детей и… для взрослых. О том, как это было, рассказали «старожилы» культурно-спортивного центра «Днепровец» – нового воплощения ДК металлургов.
Автором проекта Дворца культуры был архитектор В.И.Заболотный. Это было начало тридцатых годов, впереди было смутное время пика сталинских репрессий и Второй мировой войны, на фоне которых стерлась история довоенной жизни ДК – о ней мы знаем очень мало. Во время фашистской оккупации немцы использовали Дворец для своих культурно-развлекательных и агитационных нужд. В нем показывали кинофильмы, организовали казино, проводили специальные программы для днепродзержинцев – агитировали их ехать на работы в Германию. Если же не считать агитационных мероприятий, то двери Дворца были открыты для немцев-военных и днепродзержинцев немецкой национальности.
В 1943-м город освободили. С окончанием войны в Днепродзержинске постепенно возобновилась привычная работа городских учреждений, включая Дворец культуры. Дети вновь приходили в ДК на новогодние праздники, получали удовольствие от праздничной программы и подарки от Деда мороза. Шли годы, жизнь в Днепродзержинске налаживалась. Выходил на новые производственные показатели Днепровский металлургический завод, вкладывались денежные средства в ДК металлургов. Судя по воспоминаниям горожан и старых работников КСЦ «Днепровец», пик расцвета Дворца культуры пришелся на шестидесятые-восьмидесятые годы. О тех, уже далеких, временах рассказывают нынешние сотрудники КСЦ:
Лариса Левицкая, руководитель образцового детского хореографического ансамбля «Зоренька»:
– Я пришла во Дворец, в балетную студию, ребенком – в 1964 году, когда была в первом классе. Спустя три года в ДК был организован ансамбль народного танца «Зоренька», и в 1975-м, после окончания хореографического училища, я стала его руководителем. В ту пору, вплоть до 90-х годов, во Дворце работал коллектив народного театра – самодеятельные артисты, которые ставили и играли новогодние спектакли. Была шикарная вращающаяся сцена со множеством функций, включая смену декораций. После спектакля дети переходили в паркетный зал, где под елкой продолжалась программа с Дедом Морозом. В день проводились три сеанса представлений – два классических (со спектаклем) и один для самых маленьких детей – показ мультфильмов и массовка под елкой. Также организовывали новогодние цеховые вечера для взрослых. Каждый вечер, когда заканчивались детские спектакли, в ДК приходили работники одного из цехов завода или нескольких цехов, если они были небольшими. К их приходу в паркетном зале под елкой уже были накрыты праздничные столы – вкусная еда и шампанское. Звучала живая музыка – на мини-эстраде играл наш вокально-инструментальный ансамбль. Выступали, пели и танцевали уже не детские коллективы, а взрослые. Начальник присутствующего цеха поздравлял сотрудников с праздниками, говорил о производственных показателях, поздравлял бригаду, которая в рамках года по объемам производства превзошла остальных. Гости аплодировали, поднимали тосты, участвовали в игровых программах, танцевали. Было весело, и все это, безусловно, сближало людей в коллективах.
Валентин Васильчук, видеооператор:
– Буквально малышом в 1956 году я начал танцевать в ДК металлургов в ансамбле «Дніпро», участвовал в новогодних представлениях. Кормили нас во Дворце два раза в день, и здесь мы буквально жили – играли в двух утренних спектаклях, потом в три часа дня детям демонстрировали мультфильм. По всему Дворцу стоял стойкий, сводящий с ума запах мандаринов и шоколада. В фойе в витринах стояли различные сказочные герои – баба Яга, Дед Мороз и другие. Они были подключены к двигателям и вращались. Ты (т.е. ребенок) входил в зал, и тебя больше не было… Ты, буквально, зашел и потерялся среди окружающей сказки. Дети смотрели новогодний спектакль, все было интересно и красиво – сыпался снежок, бегала по залу, прыгала и выскакивала из оркестровой ямы баба Яга. Помимо новогоднего спектакля в ДК выходило еще около четырех постановок в год. Также различные коллективы Дворца гастролировали с выступлениями по всему СССР.
Лилия Жосан, руководитель образцового ансамбля бального танца «Лiлея»:
– ДК был гордостью завода. Дети в СССР не видели особой роскоши, но Дворец культуры, однозначно, был роскошным – металлургический завод не жалел средств. Перед Дворцом в новогодние праздники не было ни одного неукрашенного дерева, стояли деревянные домики и огромная елка, увешанная гигантскими шарами и игрушками; здесь же можно было сразу получить подарок. Когда дети входили в ДК, они попадали в фойе с зеркальными стенами, мраморными полом и лестницами. В это время здесь уже играл наш детский духовой оркестр. Все было очень торжественно. Это был настоящий дворец и настоящая сказочная страна. В зале перед спектаклем медленно угасал свет, и ты погружался во что-то таинственное и волшебное. Открывалась сцена, появлялся темный страшный лес. Подавался белый свет, постепенно превращавшийся в ярко-неоновый, выбегали дети-снежинки, с потолка падал снег… Для тех советских 70-х годов это было безумно круто и дорого. По залу ходил робот-Крокодил Гена, робот-Чебурашка пел песни, все вокруг двигалось, и детям происходящее казалось просто нереальным. И, безусловно, – обо всем этом сейчас вспоминаешь, как о сказке.
Такие вот воспоминания о прошлом ДК металлургов….
Что же касается новогодних мероприятий, проводимых в настоящем в КСЦ «Днепровец», о них пару слов сказали Наталья Прысвитла, художественный руководитель КСЦ «Днепровец», и Виктория Кривко, руководитель народного циркового коллектива «Арена смелых».
Наталья Прысвитла:
– Сейчас спектакли ставят и играют собственными силами КСЦ – силами руководителей его коллективов и их воспитанников. Работать над постановкой новогодних представлений мы начинаем с первых чисел сентября. Согласно сценарию представления, отрабатываются роли, репетируют и оттачивают свои номера их исполнители. Сценарий я пишу таким образом, чтобы в спектакле среди главных персонажей был символ наступающего года согласно китайскому гороскопу. 2017 год был годом Петуха, соответственно, петух был одним из главных героев прошлогоднего спектакля. Его сценарий был написан по мотивам известной сказки «Кот, петух и лиса». 2018 год – год Собаки. Она же, точнее Пес, – главный герой новогоднего спектакля, ряд фрагментов которого составлен по мотивам мультфильма «Жил был Пес», снятого на основе украинской народной сказки «Сирко».
Виктория Кривко:
– Все дети в наших коллективах каждых год ждут новогодних праздников, и каждый старается быть лучше других, чтобы его обязательно взяли играть в новогоднем представлении. Занимающиеся у нас дети – особенные. Они более развиты, чем их сверстники, и многим из них не слишком интересно проводить время на улицах. Играя в праздничных постановках в КСЦ, дети находятся здесь фактически все зимние каникулы: 8 января у нас проводится последняя елка, а 9-го маленькие-артисты уже идут в школу. По сути, здесь – в КСЦ, их настоящая жизнь.
Автор: П.Янченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |