Городской сайт продолжает рассказ о том, как изменился наш город за последние 50 лет. Мы покажем наш город с необычного ракурса – с высоты птичьего полета!
И снова нам поможет в этом активно интересующийся историей и развитием родного города блогер Артём Костюк, о проектах которого мы уже не раз рассказывали. Свои исследования Артём публикует в собственном, уже популярном среди жителей Днепра блоге - artkostyuk.com.
Сразу несколько постов его блога посвящено теме спутниковых фотографий Днепропетровска-Днепра. Артём провел большую работу, совместив эти панорамы и дав нам возможность оценить, как развивался наш город за последние полвека. А перемены за 50 с хвостиком лет в городе произошли колоссальные! Это особенно заметно, если оценить панорамы окраин города, на которых выросли огромные жилмассивы и предприятия.
Городской сайт уже рассказывал о результатах исследований Артёма Костюка.
Сегодня мы продолжим эту тему, с любезного разрешения Артёма представляя очередную серию старых и новых спутниковых снимков и комментариев к ним.
На ул. Калиновая первые девятиэтажки начали появляться в начале 70-х, а высотки на Янтарной в районе стадиона ВРЗ в начале 1980-х (эти дома были выстроены для работников Вагоноремонтного завода). Пресса об этой застройке писала:
«…Пожалуй, главной магистралью района можно с полным правом назвать улицу Калиновую. К середине 1970-х гг. район улицы Калиновой считался уже вполне обжитым. Газета «Днепровская правда» в 1976 г. писала, что «из года в год он растет и хорошеет. Улица Калиновая скорее напоминает широкий проспект, вдоль которого стоят светлые многоэтажные корпуса современных зданий».
Такой была ул. Калиновая полвека назад
Жилмассив Левобережный:
Это – один из крупнейших жилмассивов Днепра, который начал развиваться больше 40 лет назад.
Пресса советского периода об этом писала:
«…В северной части Днепропетровска в конце 1970-х гг. развернулось строительство еще одного грандиозного «спального района» — под общим названием Левобережный. Сейчас массив разделяется на Левобережный-1 (Березинский), Левобережный-2 (оба массива восточнее Донецкого шоссе), Левобережный-3 (западнее Донецкого шоссе вдоль ул. Березинской и проспекта Мира).
50 лет назад на месте будущего Левобережного были просто поля
За полвека оказалась застроена и улица Совхозная (сейчас – ул.Василия Сухомлинского):
ул. Сухомлинского и ее окрестности
Примерно в то же время, около сорока лет назад, началось возведение и жилмассива Петровский, позднее разделенных на Красный Камень, Коммунар (сейчас – Покровский) и Парус . Спутниковые фото Красного Камня мы приводили в прошлой публикации по этой теме. Теперь представляем фото двух соседних жилмассивов.
«…ж/м Коммунар строился как вторая очередь Петровского жилого массива (после Красного Камня). Строительство многоэтажных жилых домов активно развернулось в конце 1970-х годов в прибрежной зоне на территории пос. Диевка.
ж/м Парус строился как третья очередь Петровского жилого массива (после Красного Камня и Коммунара) на месте прибрежной части пос. Диевка. Строительство многоэтажных жилых домов активно развернулось в начале 1980-х годов», - писала пресса.
Вот как выглядят изменения на двух других массивах, Покровском и Парусе :
На месте будущих Коммунара и Паруса
Жилмассивы Покровский и Парус сегодня.
А вот жилмассив Западный за полвека изменился не так поразительно. На снимке 1965 года видно, что район в том месте уже тогда был весьма немалым — застроен частным сектором и даже 5-этажными домами.
«В связи со строительством лакокрасочного завода в начале 1950-х гг. развивается новый поселок Западный, - писали СМИ. - Вторая очередь застройки была окончена в 1979 году».
Трамвайный маршрут до Лакокрасочного завода был продолжен в 1957 г, до жилмассива Западный - в 1970 году.
Практически не изменился за полвека и проспект Петровского (сейчас – пр.Мазепы ). В довоенное время этот массив назывался поселком Фрунзе, его застраивали преимущественно для рабочих завода Петровского (сейчас – «ЕВРАЗ-Сталь»).
Пресса писала: «Поселок, построенный в 1925 году для рабочих завода им. Петровского в непосредственной близости возле завода. Трамвайная линия действует с 1932 г. Строительство продолжалось до сер. 1960-х гг. вдоль проспекта».
Проспект Мазепы и его окрестности.
ул. Героев Сталинграда (сейчас – пр. Богдана Хмельницкого) в районе 12-квартала.
Для сравнения Артём Костюк захватил район рядом с шинным заводом, заводом прессов, «Кореей» и кусочек массива Кротова. Евпаторийский путепровод, соединяющий Героев Сталинграда (Хмельницкого) и Тополя, построили в 1989 году.
Жилмассив Сокол по генеральному плану должен был стать частью комплекса массивов, соединенных одним большим бульваром. Планировалось это еще с начала 1970-х, когда начали строиться Победа и Тополь. Но сегодня Сокол как бы отрезан от всех — со стороны ж/м Победа бульвар Славы доходит только до склона холма, а со стороны Тополя его только недавно довели до Сокола, тем самым дав немного «воздуха» отрезанному району (на карте очень хорошо виден этот «разрыв» бульвара).
В 1960-х эти территории только начинают осваиваться. На месте недостроенного ТРЦ «Караван»-2 были непонятные строения.
Вот что пишут читатели блога Артёма Костюка по поводу этого строительства.
Сергей Федорченко:
«Это воинские артиллерийские склады. Вся территория была обнесена двумя рядами колючей проволоки, между ними вспаханная полоса, по углам вышки вооруженных караульных, которые патрулировали периметр. Периодически возле складов рядами стояли в большом количестве пушки, но недолго, их куда-то перевозили потом.
Это все было где-то до начала 1990-х годов. Потом склады вывезли. Вывозили ночью.
Все это застал и помню, потому что детьми мы специально забрасывали мяч на вспаханную полосу, чтобы дорваться до караульного и посмотреть на его винтовку…
Склады вывезли, здания разобрали до фундамента, и только тогда убрали «колючку». На территории оказался интересный вход в подвал, но в нем была вода, а вход был плотно забит покрышками от грузовика. Так туда попасть и не удалось.
Потом эта стройка захватила территорию. Если смотреть на стройку, то вверху есть отдельный квадрат какого-то строительства. Это еще задолго до начала строительства «Каравана»-2 начали строить церковь, но только заложили и заморозили».
Парк Писаржевского и парк 40-летия освобождения Днепропетровска на развилке. Каждому жителю города известно, что на месте этих парков раньше было городское кладбище. Как раз в 1960-х некрополь закрыли, а в той части, где сегодня часть парка Писаржевского под народным названием «Сосенки», кладбище уже снесли и высадили деревья. На старой фотографии еще видны улицы внутри кладбища:
«Прямо на «Развилке», за автозаправкой, — парк «имени 40-летия освобождения Днепропетровска». Это бывшее Новое городское кладбище. Первые захоронения здесь совершались еще до Октябрьской революции 1917г., последние — в 1960-х годах. От огромного массива захоронений сегодня сохранился только обширный воинский некрополь — 2076 солдат Красной Армии, погибших в боях или умерших от ран в 1943 — 1946гг».
Район двух парков полвека назад.
- Сейчас я хотел бы показать более детальные снимки, на которых можно увидеть закрытые трамвайные линии, - продолжает Артём Костюк. - На карте трамвайных маршрутов 1959 года хорошо видно ответвление трамвайной линии, которое проходило от ул. Центральной по ул. Ширшова до пл. Д. Бедного (сейчас – Успенская площадь). Здесь было разворотное кольцо трамвайного маршрута №3 (до Электровозостроительного завода, ст. м. Проспект Свободы) и №6 (раньше этот маршрут ходил не до Островского, а до пл. Д. Бедного). Через три года эти маршруты реконструируют и линию ликвидируют, на карте 1968 года ее уже нет). Сегодня остатки той однопутной линии используются для разворота экскурсионного ретро-трамвая. На старом спутниковом снимке отчетливо видно разворотное кольцо на пл. Д. Бедного (Успенской).
Старые трамвайные линии в районе пл.Успенской.
И еще на блоге Костюка представлено уникальное довоенное фото, где видны эти, не существующие в наше время трамвайные линии:
Екатеринославский бульвар. Этот квартал за 50 лет изменился до неузнаваемости. В этом районе были перестроены большинство зданий, а также ликвидирована конечная трамвайного маршрута № 2 (отсюда трамвай направлялся к заводам). Эта конечная была в виде разворотного треугольника, далее пути шли по ул. Шевченко, поворачивали на ул. Короленко и соединялись с основной линией на Чкалова. На схемах 1959 и 1968 годов эта ветка еще обозначена. Ликвидировали ее в 1970-х.
На месте Екатеринославского бульвара
Еще наглядней перемены в этом районе отражают «наземные» фотографии. Первое фото снято ориентировочно в начале 1970-х. На нем видны разворотный треугольник и трамвай, прибывший на конечную. Просто поразительно, как здесь все изменилось.
- И напоследок - самая загадочная, закрытая ветка в районе ул. Героев Сталинграда (пр.Хмельницкого), - завершает Артём Костюк. - Я не застал эту трамвайную линию действующей, но очень хорошо помню закатанные в асфальт пути на перекрестке пр. Ильича и ул. Г. Сталинграда, которые поворачивали в сторону ул. Артема. Итак, пути поворачивали от основной линии на пр. Ильича и шли до ул. Володарского. В районе пересечения этих улиц был разворотный треугольник, но на этом рельсы не заканчивались, а шли дальше по Володарского. Загадкой для меня остается то, на какую улицу они сворачивали с Володарского? Ведь если верить схемам, ветка обходила вокруг всех кварталов и выходила к основной на К. Либкнехта.
На современном спутниковом снимке я обозначил красной линией известную мне часть этой закрытой трамвайной линии:
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |