Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пт, 27 декабря 2024
13:40

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма: как помочь детям дождя

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма: как помочь детям дождя

Еще на рубеже столетий об аутизме знали мало. По всему миру его диагностировали в среднем у одного ребенка из пяти тысяч. Сегодня же уровень заболеваемости аутизмом значительно вырос.

Глубокую обеспокоенность по этому поводу в ноябре 2007 года выразила Генеральная ассамблея ООН. Тогда же было объявлено 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма, пишет "Сегодня.ua".

"Пока нет объяснений, почему такой большой рост уровня аутизма в мире. Но это значит, что он может постучаться в любую семью. Распространение информации об аутизме — залог того, что семьи, в которых рождаются дети дождя, будут двигаться правильным путем. Ведь чем раньше будет выявлен аутизм у ребенка, тем больший эффект даст терапия заболевания", — уверена нейропсихолог Инна Засоба.

Специалист рассказала о его первых звоночках.

КОГДА НУЖНО К ВРАЧУ

Если вы замечаете за своим ребенком следующие особенности, его следует показать нейропсихологу или специалисту по работе с детками аутистического спектра.

  1. Нет стремления к совместному переживанию эмоций. У обычного ребенка это проявляется в том, что ему хочется привлечь близкого человека к тому, что ему нравится (показать картинку в книжке и т.п.).
  2. Не откликается на имя, другое обращение (псевдоглухота).
  3. Отсутствие жестов утверждения, отрицания, приветствия, прощания. Обычный ребенок может сотрудничать, не используя речь, через жесты ("дай", "пока", "нет", "да"). Ребенок аутистичного спектра даже если использует указательный жест, то при этом не смотрит на маму.
  4. Измененное отношение к физическому контакту. Оно проявляется в неприязни, переносимости лишь "малых доз" или в избирательном взаимодействии. Например, малыш может соглашаться только на стимуляцию вестибулярных ощущений (кружение, подбрасывание и т.д.).
  5. Необычность излюбленного объекта внимания (постоянно разглядывает яркое пятно, орнамент ковра).
  6. Нарушения зрительного контакта: отсутствие фиксации взгляда на лице человека, активное избегание взгляда в глаза, взгляд "мимо", "сквозь", неподвижный, застывший, испуганный.
  7. Отсутствие "чувства края": ребенок опасно свешивается за борт коляски, норовит выскочить на проезжую часть улицы, спрыгнуть с высоты, зайти на глубину.
  8. Неумение постоять за себя, нет защитной агрессии.
  9. Раскачивания в коляске, манеже, однообразные повороты головы, ритмичные сгибания пальцев, упорное, с характером одержимости, раскачивание на игрушечной лошадке и т.п.
  10. Верчение перед глазами пальцев, колес игрушки, включение и выключение света, пересыпание мозаики; сминание и разрывание бумаги, шуршание целлофановыми пакетами, раскачивание скрипящих створок двери.
  11. Постоянное обнюхивание одних и тех же предметов.
  12. Расслоение тканей, пересыпание круп, манипуляций с водой.
  13. Упорное сосание тканей, облизывание предметов.
  14. Произвольные напряжение конечностей, тела, зажимание ушей, удары головой о бортик коляски, спинку кровати.
  15. Ритуальность в соблюдении режима, выборе еды, одежды, маршрута прогулок, сюжета игры.
  16. Предпочтение тихой, шепотной речи, "непонимание" словесных инструкций. Нетипичные первые слова. Навязчивые вопросы.

ПОМОГЛИ МЛАДШИЕ БРАТ С СЕСТРОЙ

Ольга Ладная, основательница Facebook-сообщества особых семей "Мы вместе", мама 9-летнего Тимофея:

"Первые звоночки были, когда сыну не исполнилось и двух лет. Но на тот момент я совсем не знала, что такое аутизм и как он проявляется. Я стала замечать, что Тима называет предметы, но при этом не общается. Он не говорил: "Мама, дай", "Я хочу" и т.п. А к трем годам он практически перестал разговаривать. Я сразу повела сына к специалистам. Сначала была психолого-медико-педагогическая комиссия, которая после обследования направляет деток в специализированные детсады и школы. Я то думала, что с сыном поработает логопед и все, но врачи из комиссии сказали, что у ребенка задержка психического развития. Дальше мы пошли на прием к психиатру, который сказал, что Тимоша — аутист. Он также порекомендовал исключить из рациона глютен (пшеница, ячмень, рожь и др.) и казеин (молочные продукты). Объясняется это тем, что кишечный тракт деток-аутистов не способен расщеплять должным образом некоторые белки. Именно продукты не до конца расщепленных белков, т.н. пептиды, усугубляют аутистическое поведение.

Тогда Тиме было 3,2 года. Чтобы уделять больше времени сыну, мне пришлось уйти с работы. И практически в это же время я узнала, что ношу под сердцем второго ребенка. Я очень тяжело перенесла диагноз, было тревожно: а если аутизм будет и у второго сына? Но все обошлось.

К сожалению, занятия с квалифицированным специалистом стоят недешево, и мы не могли часто прибегать к их помощи, так как я была в декрете, и работал только муж. Поэтому очень много занималась с ребенком самостоятельно. Читала об аутизме, смотрела тематическое видео, посещала вебинары, консультировалась со специалистами, которые работали с моим сыном, и повторяла дома все то, что они делали на занятиях в центрах. Помимо этого, мы ходили гулять на детские площадки и мастер-классы, где были обычные детки. Все это делалось для социализации. Также были применены АВА-терапия (о ней — в следующем блоке. — Ред.), игровая терапия и терапия социальных навыков, были и систематические занятия с логопедом. Также помогли безглютеновая и безказеиновая диеты. В итоге сын стал коммуницировать, идти на контакт, просить то, что он хочет, и отвечать на вопросы. А в 4 с половиной года научился читать.

Сейчас Тимофей учится в третьем классе школы-интерната для детей с нарушениями речи. В классе, помимо моего сына, есть еще один мальчик с похожим диагнозом. Тима хорошо справляется с учебной программой, ладит с детьми. И в этом заслуга и младшего сына, Стасика: он очень много дал ему для развития. Они много играют вместе, выясняют отношения, но при этом очень сильно друг друга любят. Также братики обожают нянчиться со своей четырехмесячной сестричкой.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

По мнению консультанта по прикладному анализу поведения Ольги Стасюлайтис, расстройство аутистического спектра можно заметить у ребенка еще в первые месяцы жизни, но, к сожалению, в значительной части случаев диагноз ставится после 2—3-х лет. И это в лучшем случае: иногда это происходит, когда дефициты в развитии ребенка уже выражены ярко. Между тем время начала коррекции при лечении аутизма — фактор первостепенный.

"Чем раньше начнется интенсивная терапия раннего вмешательства, тем меньше будет проявлений симптомов аутизма в более старшем возрасте, и тем больше шансов приспособить ребенка к самостоятельной жизни", — уверена специалист.

По ее словам, очень хорошо себя зарекомендовала во всем мире АВА-терапия. Во время нее все сложные навыки (творческая игра, умение смотреть в глаза и др.) разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое из них разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Правильные закрепляются до автоматизма, неправильные строго пресекаются (взрослый достаточно жестко управляет деятельностью ребенка).

Gorod.dp.ua на Facebook.

Читайте также:

Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
70
аварийных детских и тренажерных площадок планируется отремонтировать в 2024 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте