Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
чт, 28 ноября 2024
23:03

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Почему наш город не стал музыкальной столицей Европы

|«« «« »» »»|

У нашего города была прекрасная возможность стать одним из крупнейших музыкальных центров Европы и мира. Но этот шанс не был использован по ряду причин…

«Бритни Спирс всерьез обиделась на Леди Гагу из-за того, что именно той доверено выступить на 20-летии самого шикарного концертного зала Европы – Дворца музыки в Днепре».

«В связи с колоссальным успехом и приездом тысяч зарубежных гостей гастроли труппы La Scala в 10-тысячном многофункциональном Театре оперы имени Моцарта в Днепре продлены еще на две недели».

«Новый грандиозный балет под открытым небом готовят режиссеры и сценографы Королевского балета Лондона. Она будет посвящена истории крещения Древней Руси и пройдет 15 июня 2017 года на Монастырском острове в Днепре в крупнейшем в Европе Центре сценического действа open-air. За последние три года это будет юбилейная, десятая премьера на сцене этого центра».

«После победы Украины на Евровидении-2016 не возникало даже сомнений о том, где будет наша страна принимать финал Евровидения-2017. Безусловно, финал пройдет в Днепре, где ежегодно проводятся десятки всемирных фестивалей и конкурсов классической, современной, клубной и альтернативной музыки!».

… Так или примерно так могли выглядеть заголовки днепровских газет и сайтов в наши дни, если бы в нашем городе в свое время реализовалось одно грандиозное, но уже скрытое в дымке времен начинание.

В феврале 2017 года исполняется 230 лет одного малоизвестного исторического события, которое, тем не менее, оказало влияние на судьбу нашего города. В 1787 году князь Григорий Потемкин заключил контракт с итальянским композитором Джузеппе Сарти о назначении его директором Екатеринославской музыкальной академии, то бишь -консерватории. Это событие – одна из загадочных страниц эпохи основания Екатеринослава, многие детали которой не ясны до сих пор. В этой истории переплелись имена двух императоров, Светлейшего князя Потемкина, сына последнего гетмана Украины Андрея Разумовского и трех композиторов – Сарти, Хандошкина и Вольфганга Амадея Моцарта.

Кто такой Джузеппе Сарти, почему он стал директором несуществующей консерватории, почему князь Потемкин лоббировал основание консерватории в нашем городе, и причем здесь великий Моцарт, нам расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Консерватория на берегах Днепра: загадочный проект Светлейшего князя Потемкина

«Основание консерватории в Екатеринославе было одним из главных пунктов строительства города. Как бы сейчас сказали, одним из «брендов», - рассказывает Максим Кавун. - Общеизвестно, что Екатеринослав на Днепре задумывался не только как город огромных масштабов, но и как воплощение сокровенных идей Светлейшего князя Григория Потемкина. Именно по идее князя город, основанный в 1776 году на реке Кильчени, был перенесен с левого берега на правый, а по сути начал заново развиваться.

В октябре 1786 года Потемкин собственноручно написал программный документ «Начертание города Екатеринослава», где перечислены главные сооружения: огромный Преображенский собор, дворец Потемкина, биржа, театр, дворец архиепископа, фабрики суконная и шелковая. Есть в этом документе и «университет купно с академиею музыкальною иль консерваториею».

Упорство, с которым Потемкин отстаивал идею постройки невиданного города на гранитной труднодоступной и безводной горе, связано с его приверженностью культуре Просвещения. Образ «города на горе» навевал князю ассоциации с храмовой горой Иерусалима и Афинским Акрополем. Идеи «города на горе» с регулярной планировкой тесно переплетаются с масонскими воззрениями. На генеральном плане Екатеринослава 1790 и 1792 годов, разработанном Иваном Старовым, центральная часть города на горе представлена в виде гигантского треугольника, который напоминает главный символ масонов – циркуль и мастерок.

История основания Екатеринослава несет в себе массу тайн и загадок. Двести лет овеяна легендами история основания Преображенского собора, который будто бы должен был превзойти собор Святого Петра в Риме. Сейчас, правда, уже доказано, что это легенда, а прообразом собора должна была быть римская базилика Святого Павла.

История так и не открытой консерватории в Екатеринославе не менее загадочна. Зачем нужен был Потемкину «храм музыки» на краю Европы, как тогда считали в «просвещенных столицах»?

Среди семи «свободных искусств» (Artes Liberales), составляющих вместе «королевское искусство» (Art Royal), как сами «вольные каменщики» определяют масонство, музыке принадлежит особое, почетное место. Не случайно многие великие композиторы XVIII века и других эпох, были масонами.

Еще в 1784 году Потемкин подал Екатерине II доклад насчет создания в Екатеринославе университета и консерватории, который императрица утвердила. В указе от 4 (15) сентября 1784 г. говорилось: «повелеваем… основать университет, в котором не только науки,, но и художества преподаваемы быть долженствуют».

Это должна была быть первая консерватория в Восточной Европе! Только через 80 лет была открыта консерватория в Петербурге. Место для университета и консерватории было определено тоже на Соборной горе, между нынешней областной больницей Мечникова и казармами бывшего Симферопольского полка.

Увы, грандиозным планам Потемкина не суждено было сбыться. Екатеринослав был основан и начал строиться как губернский город. Но после смерти Потемкина и Екатерины II указами Павла I приказано было «все строения во всей губернии остановить». И ни грандиозного Преображенского собора, ни прекрасного университета, ни консерватории жители Екатеринослава так и не увидели.

Джузеппе Сарти: итальянский композитор променял Петербург на Екатеринослав

Возглавить консерваторию в Екатеринославе должен был композитор Джузеппе Сарти (1729-1802). Это был один из самых известных европейских композиторов XVIII века. Он родился в Италии, в городе Фаэнца, недалеко от Болоньи. Сын ювелира, мастерски игравшего на скрипке, Сарти рано проявил свой талант. Работал придворным капельмейстером в Копенгагене, директором женской консерватории в Венеции, капельмейстером в кафедральном соборе в Милане. Наиболее известные сочинения Джузеппе Сарти – оперы: «Деревенская ревность» (1776), «Ахилл на Скиросе» (1779), «Юлий Сабин» (1781), и «Двое ссорятся – третий радуется» (1782).

Еще в 1784 году Екатерина II пригласила Сарти в Петербург на должность придворного капельмейстера (главного музыканта). Карьера Сарти не задалась: вскоре был удален от двора. Григорий Потемкин оказал покровительство опальному композитору и назначил его директором консерватории в Екатеринославе.

10 (21 по новому стилю) февраля 1787 года Потемкин заключил с Сарти контракт, интересный текст которого дошел до наших дней:

«Я нижеподписавшийся договорился и подписался с Его Светлостию князем Григорием Александровичем Потемкиным быть мне Директором музыки состоящей при учреждаемом в городе Екатеринославе университете; обучать там сочинению оной, и самому сочинять музыкальные пиесы; в каких будет надобность: а за сие получать мне жалованья годоваго, начиная с 1-го Апреля 1787 года по три тысячи пяти сот рублев в год. Сверх того покои и дрова казенныя, и особенно от Санктпетербурга до Екатеринослава на проезд тысячу пять сот рублев. Заключен в С. Петербурге 10 февраля 1787 года с подписанием Его Господина Сартия».

Сохранились ордера (приказы) князя Потемкина для Сарти. Ордер от 14 (25) марта 1787 г. направлен был правителю Екатеринославского наместничества Ивану Синельникову:

«Директор Екатеринославской музыкальной академии господин Сарти отправлен от меня в Кременчуг, которому извольте приказать отвесть выгодную квартиру и надлежащее по требованиям его чинить удовлетворение… распоряжения его касательно музыки долженствуют быть исполнены».

А в ордере от 16 (27) марта 1787 год на имя Сарти значилось: «При настоящем отправлении вашем в Екатеринослав рекомендую употребить ваше старание и труд: 1-е. Чтоб устроить лучшим образом вокальную музыку, дав певцам пример плавного пения и отуча их от крику».

Интрига заключалась в том, что устраивать вокальную музыку и «отучать от крику» певцов Сарти предстояло в еще не основанном городе (его закладка состоялась только через два месяца), фактически на пустом месте, где не было еще даже зданий, только деревянная слобода Половица в низинной части возле Днепра. Сама Соборная гора, где должен был расположиться центр Екатеринослава и консерватория, была пустынна.

Директор несуществующей консерватории писал оратории на хор в 300 человек

Сарти, естественно, не довелось жить в Екатеринославе. Его должность директора екатеринославской консерватории осталась историческим курьезом. Однако есть основания считать, что 9 (20) мая 1787 г. на церемонии основания Екатеринослава звучала его музыка. Потемкин поручал Сарти написать музыку к приезду Екатерины II и австрийского императора Иосифа II. После церемонии закладки Преображенского собора, по воспоминаниям запорожского казака Никиты Коржа, звучала «духовая царская музыка». Вполне возможно, это было какое-то произведение Сарти.

Даже в 1791 году строительство города находилось еще в начальной стадии. Сарти путешествовал вместе с «походным двором» Потемкина по всему Причерноморью. Большим достижением Сарти стала оратория «Тебе Бога хвалим» на взятие города Очакова. Эта оратория была рассчитана на 300 певцов, колоколов и пушек. Граф Энгельгардт в письме Екатерине II так писал о Сарти: «Он положил на музыку победную песнь: «Тебе, Бога, хвалим», и к оной музыке прилажена батарея из десяти пушек, которая по знакам стреляла в такт; когда пели: «свят! свят!» - тогда производилась из оных орудий скорострельная стрельба. При исполнении оратории пушками командовал граф Потемкин». Сарти также принадлежит кантата Te Deum (на взятие крепости Килия, 1790) и два Реквиема (1793, 1798).

После смерти князя Потемкина Сарти вернулся в Петербург. Интересно, что Сарти занимался теоретическими изысканиями в области музыкальной акустики. Он представил в 1796 году в Санкт-Петербургскую академию наук доклад об измерении высоты звука и соответствующий инструмент. Он получил название «петербургский камертон». Сарти установил частоту «петербургского камертона» (а1 = 436 гц). Петербургская Академия наук избрала Сарти своим почетным членом. Акустические исследования Сарти почти 100 лет сохраняли свое значение. Только в 1885 г. в Вене был утвержден международный эталон а1 = 435 гц).

В 1801 году Джузеппе Сарти вышел в отставку. Он решил покинуть Петербург и хотел окончить свои дни в солнечной Италии. Однако судьба распорядилась иначе: композитор умер по дороге, в Берлине.

Придворный композитор Хандошкин также собирался осесть в Екатеринославе

Не только Джузеппе Сарти вдохновился идеей переезда в Екатеринослав. Придворный композитор Иван Евстафьевич Хандошкин (1747-1804) также соблазнился идеями создать здесь консерваторию.

Виртуозный скрипач, композитор и педагог был… сыном портного, который, однако, играл в придворном оркестре императора Петра III на ударных инструментах. Сын ездил в Италию, выучился на известного скрипача. Вернувшись на родину, в 15 лет Иван стал придворным камерным музыкантом. До 1785 года он работал в придворном оркестре, где достиг звания первого камер-музыканта и капельмейстера. С 1765 г. Хандошкин преподавал игру на скрипке в петербургской Академии художеств. Он создал более 100 сочинений для скрипки, которые были «на ура» приняты окружением императрицы и часто исполнялись в дворянских кругах. Помимо скрипки, Хандошкин свободно владел гитарой и балалайкой.

Затем композитор состоял на службе в Дирекции императорских театров. На него обратил внимание князь Потемкин. В феврале 1785 года Хандошкин был уволен с назначением пенсии за выслугу лет и назначен преподавателем в Екатеринославскую музыкальную академию. Хандошкин должен был исполнять обязанности заместителя директора, в отсутствие Джузеппе Сарти.

Вместо Екатеринослава Хандошкин приехал в Кременчуг, где на тот момент размещались органы управления Екатеринославского наместничества. Поскольку консерватория в Екатеринославе так и не была создана, в 1789 году Хандошкин вернулся в Петербург, где и умер.

Сын последнего гетмана Украины Разумовский собирался пригласить к нам Моцарта

Директор Екатеринославской консерватории Джузеппе Сарти был знаком с Вольфгангом Моцартом (1756-1791). Будущий великий композитор был намного моложе Сарти, и, кстати, его творчество не произвело на Сарти особого впечатления. Считается, что работы Сарти даже оказали влияние на творчество Моцарта. Опера Сарти «Двое ссорятся – третий радуется» (1782) через два года была с успехом поставлена в Вене. Сарти встречался с Моцартом. Ария из этой оперы была использована Моцартом, в сцене ужина в финальном акте оперы «Дон Жуан».

А затем… Моцарт мог работать вместе с Сарти в Екатеринославской консерватории. Каким образом? В 1791 году Моцарт проживал в Вене и испытывал значительные материальные трудности. Посол Российской империи в Вене, любимый сын последнего гетмана Украины, известный меценат Андрей Кириллович Разумовский (1752-1836), решил оказать поддержку композитору. Интересно, что Андрей Разумовский был известен как покровитель композиторов. Кроме Моцарта, с ним были знакомы Гайдн и Бетховен, который посвятил Разумовскому Пятую и Шестую симфонии и три струнных квартета. Сегодня в Вене одна из улиц носит имя Андрея Разумовского.

Разумовский написал письмо Григорию Потемкину, который как раз тогда подыскивал таланты для своего музыкального детища в Екатеринославе. В письме он обращал внимание на талант Моцарта и советовал пригласить его на работу дирижером оркестра.

В письме Потемкину Разумовский писал: «Хотел было я отправить к Вам первого пианиста и одного из лучших композиторов в Германии, именем Моцарта. Он недоволен своим положением здесь и охотно предпринял бы это путешествие».

Письмо Разумовского датировано сентябрем 1791 года. А через месяц Потемкин умер. Читал ли он это письмо, не известно. Но проживи Светлейший князь дольше, с большой вероятностью Моцарт отправился бы в Екатеринослав.

Великий композитор и масон Моцарт не приехал в Екатеринослав, зато его сын переселился во Львов

Однако Моцарт не успел бы воспользоваться заманчивым предложением насчет переезда на берега Днепра. Он сильно болел, и спешно писал (по заказу одной из масонских лож) оперу «Волшебная флейта». Это произведение насыщено масонскими образами и символами. Центральным образом оперы является жрец Зарастро, а в философских тезисах оперы присутствуют важнейшие масонские триады: сила, знание, мудрость, любовь, радость, природа. Кстати, с 1784 года великий композитор был масоном; не менее десятка его произведений созданы по заказу масонов и исполнялись в ложах.

В декабре 1791 года великий композитор скончался. После его смерти имущество было описано за долги, а похоронили композитора в общей могиле. Тот самый посол в Вене Андрей Разумовский, который рекомендовал Моцарта Потемкину, был потрясен смертью и писал в Петербург, что «утрата Моцарта… оставляет нас в нищете».

Потемкин и Моцарт умерли с разницей в два месяца. До сих пор историки спорят о причинах и обстоятельствах смерти обоих этих знаменитых людей. Оба они были очень близки к масонству, что только укрепляет ореол загадочности вокруг их жизни и смерти.

Интересно, что хотя Моцарту не суждено было связать свою судьбу с Украиной, его сын приехал во Львов и несколько десятилетий прожил в этом городе. Франц-Ксавьер-Вольфганг Моцарт (1791-1844) в 1808 году прибыл во Львов, на тот момент бывший частью Австрийской империи. Он прожил в городе и его окрестностях более 30 лет и преподавал музыку местным аристократам. Сын Моцарта основал во Львове хор Святой Цецилии, а также институт пения, ставший первой в городе музыкальной школой. В 1826 г. Франц Моцарт дал концерт в соборе Святого Юра, где исполнил отцовский «Реквием». После Львова он вернулся в Австрию, и умер в Карлсбаде (ныне Карловы Вары).

«Храм музыки» в нашем городе появилась через 115 лет

Идея Потемкина о создании Екатеринославской музыкальной академии в 1780-х годах не осуществилась. Музыкальное училище в Екатеринославе было основано только в июне 1898 года, когда было основано Екатеринославское отделение Императорского Русского Музыкального общества с музыкальными классами при нем. В мае 1901 г. классы были преобразованы в музыкальное училище.

Весь XX век в истории «храма музыки» на Днепре был очень бурным. В 1919-1923 годах училище называлось Екатеринославская консерватория. Затем оно было преобразовано… в техникум, а в 1937 г. снова в музыкальное училище. В 1948 г. музыкальное училище получило имя М.И. Глинки. В 2006 г. оно преобразовано в Днепропетровскую консерваторию, а с 2016 г. называется Академия музыки имени М.И. Глинки.

***

Как видим, идеи по созданию на берегах Днепра «храма музыки» воплотились в жизнь через сто-двести лет. Ну а мы сегодня вспомнили крайне запутанную и обросшую легендами историю конца XVIII века, в которой переплелись имена многих знаменитостей и которая полностью не разгадана до сиз пор», - завершает Максим Кавун.

И если бы в этой истории все произошло по-другому, упомянутые выше заголовки могли бы стать нашей реальностью.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Дмитрий  (27.09.21 10:36): Консерватория таки была основана Сарти в городе Кременчуг, там где была летняя резиденция Екатерины. Здание консерватории просуществовало до ВОВ. После от Кременчуга вообще почти ничего не осталось. Ответить | С цитатой
Юрий Радзецкий  (29.04.20 22:16): Очень хорошая статья! Спасибо большое, Владимир!
Много интересных фактов, о которых я даже не догадывался.
Чему быть, того не миновать, - спустя двести лет у нас, таки,
осуществилась Академия музыки!
Ответить | С цитатой
Стоик  (09.02.17 23:25): Обратите внимание на сегодняшний Университет Альфреда Нобеля! Изобилие масонских символов "говорят сами за себя". По периметру забора установлены оригинальные ночные светильники - дельта с всевидящим оком. У центрального входа в университет имитация из гранита двух колон с сферами (планета земля и галактика). Сегодня не для кого не секрет что Альфред Нобель был членом масонской ложи. Глобус - также масонский символ. Все Нобелевские лауреаты лоббируются масонами. Соответственно и преподавательский состав в университете масоны, (возможно не все), руководство точно. Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
154,5
млн грн горожанам на восстановление жилья, пострадавшего от ракетных обстрелов, выплатил Днепр в 2023 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте