Перед Конституционной реформой стоят 2 основные задачи относительно реформы децентрализации и судебной.
Об этом 10 июня в пресс-центре ИА «МОСТ-ДНЕПР» на пресс-конференции рассказал эксперт по конституционному и административному праву, председатель правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко.
«Что касается децентрализации, необходимо было внести изменения в части полномочий местных администраций. Это ст. 118, 119 Конституции Украины. Второй момент завершения процесса оформления территориальных громад. Сегодня громады имеют право оформляться путем добровольного объединения. Этот процесс необходимо рано или поздно заканчивать. Для этого необходимо вносить изменения в Конституцию. 300 голосов в Верховной Раде для принятия этого решения нет. Таким образом, законопроект о внесении изменений в Конституции согласно 13-му разделу Конституции так принят и не был. Камнем преткновения здесь стали особенности осуществления местного самоуправления в Луганской и Донецкой областях. Вторым законопроектом стал документ о судебной реформе. Он готовился достаточно долго и прошел несколько доработок. В Парламент его внесли в конце прошлого года. 2 июня он стал законом», - сказал он.
Игорь Колиушко считает, что децентрализация и Минские договоренности это не связанные между собой процессы. «Ни о какой децентрализации на оккупированных территориях речь не идет. Украина как государство там не присутствует. Мы должны думать не о децентрализации, а наоборот централизации публичной власти там, в том числе и на тех территориях, которые подконтрольны стране», - сказал он.
Главный эксперт по судебной реформе реанимационного пакета реформ и Центра политико-правовых реформ Роман Куйбида отметил, что судебная реформа была бы невозможна без внесения изменений в Конституцию.
«Без этого невозможно достичь очищения и обновления судебного корпуса, чтобы судьи не зависели от политики. В Конституции не было предусмотрено таких оснований для увольнения судей как непрохождение квалификационного оценивания. Сейчас такая возможность появилась. Предусмотрено также, что в случае реорганизации или ликвидации суда, судьи, которые в нем работают, могут подать в отставку или участвовать в конкурсе», - сказал он.
Роман Куйбида сообщил, что судьи должны будут проходить квалифицированное оценивание или участвовать в конкурсе.
«Одновременно с изменением Конституции была принята новая редакция закона о судопроизводстве и статусе судей, которая предусматривает реорганизацию судебной системы сверху. Вместо трех высших специализированных судов Украины и Верховного Суда, которые должны быть ликвидированы, создадут один новый Верховный Суд. Его состав будет формироваться на основе конкурса. В нем могут принять участие как судьи разных инстанций, так адвокаты и ученые, которые имеют стаж в правосудии не менее 10 лет.
Также изменения касаются судей, которые были назначены Президентом на 5 лет. Это в основном судьи, которые были назначены еще Януковичем. По истечении 5 лет их полномочия прекращаются, и они должны будут пройти квалифицированное оценивание или пойти на конкурс. Пока не известно, будет или нет за ними зарезервировано прошлое место», - сказал он.
Роман Куйбида считает главным недостатком конституционных изменений то, что генпрокурор по-прежнему будет выбираться Президентом при согласии Верховной Рады. «Президенты и дальше будут подыскивать прокуроров среди кумовьев, родственников и других приближенных людей. А профессиональные способности и дальше не будут учитываться», - сказал он.
Роман Куйбида добавил, что конституционные реформы вступят в силу через 3 месяца после опубликования, то есть, не ранее осени.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |