Уже полтора месяца Украина является членом ВТО. Первым делом это вызвало небывалое волнение на одном из самых заманчивых рынков – автомобильном. Снижение цен, повышение пошлин, наплыв старых авто – эти вопросы активно обсуждаются в кругах автолюбителей, на форумах и в блогах. В парламенте дилерские и автопромышленные лоббисты продолжают заниматься перетягиванием каната.
Такая неопределённость породила множество самых разнообразных мифов и легенд о ВТО и отечественном автомобильном рынке. Фокус решил выяснить, какие из этих мифов имеют право на существование, а какие беспочвенны.
МИФ 1
Украину завалят автохламом из Европы
В Украине до присоединения к ВТО действовал запрет на ввоз авто старше 8 лет. «Сейчас этот запрет снят», – отмечает Елена Дунина, генеральный директор компании «АВТО Интернешнл». Вероятно, такой ход мог бы порадовать тех, кто хочет пересесть из общественного транспорта в собственный, пусть и старый автомобиль. Но цена может оказаться не такой уж привлекательной. «Ведь при регистрации автомобилей в ГАИ взимается транспортный сбор, и для старых авто он достаточно высок», – утверждает директор «Порше Украина» Александр Рябухин. К тому же европейские авто номинированы в евро – весьма сильной валюте, так что в настоящий момент они окажутся не такими уж и дешёвыми.
Борьба с автомобильным старьём – это то, что объединяет импортёров с производителями. Следует вспомнить судьбу Польши, рынок которой после вступления в ВТО буквально заполонили подержанные машины из Германии. В результате поляки ездят на автохламе, а доля национальных производителей и импортёров сократилась в десятки раз. В Украине в первую очередь могут упасть продажи автомобилей из среднего и ниже среднего ценовых сегментов. Поэтому можно ожидать согласованных действий импортёров и производителей по формированию услуги trade-in (обмен автомобиля, бывшего в употреблении, с доплатой на новый) и постепенный отход в прошлое такого явления, как базары, считает г-н Щербина, президент Всеукраинской ассоциации автомобильных импортёров и дилеров.
Вывод: наплыва старых автомобилей из Европы не будет.
МИФ 2
После вступления в ВТО подешевеют новые автомобили
Вступление во всемирный торговый клуб обрадовало многих потребителей. Обязательное снижение таможенной пошлины до 10% сулило значительные скидки на авто. Многие импортёры и в самом деле поспешили с переоценкой. Например, в «Авто Интернешнл» снизили цены на 6–10%. Минус 10% предложили и в «Виннер Импортс Украина» (официальный импортёр автомобилей Ford, Volvo, Jaguar, Land Rover и Porsche). Пересмотрела свою ценовую политику и компания «ИЛТА» (Peugeot).
Однако в начале июня Верховная Рада приняла Закон «О таможенном тарифе Украины», согласно которому 25-процентная таможенная пошлина должна действовать вплоть до 1 января 2009 года. Импортёры, успевшие сбросить цены, заволновались, а некоторые заявили о пересмотре розничных цен. Не понравился закон и президенту, который попросту ветировал его, что позволило и дальше завозить машины по новому таможенному тарифу. Если парламент не сможет преодолеть вето, то специалисты рассчитывают на дальнейшее снижение цен. Но оно будет незначительным. «Снижение пошлины на 15% означает, что розничная цена может снизиться максимум на 10–12%», объясняет Елена Дунина. Повлияют на ценообразование и внешние факторы, например, подорожание стали на мировых рынках, считает первый заместитель генерального директор ViDi Group Алексей Чайка. Всё это в комплексе приведёт к очень незначительному падению цен на новые автомобили.
Вывод: не стоит ожидать значительного падения цен на автомобили.
МИФ 3
На рынок хлынут новые невиданные модели
Эксперты отмечают, что появление на рынке новых моделей – процесс естественный, но от вступления в ВТО зависит слабо. Ведь модельный ряд связан со специфическими потребностями рынка, его техническими возможностями. «Если двигатели с нормой «Евро-5» в настоящий момент не подходят для украинского рынка, то они сюда поставляться не будут», – уверен Александр Рябухин. Вероятно, это коснётся и автомобилей с дизельными двигателями, очень требовательными в обслуживании. А ведь качество нашего топлива, мягко говоря, оставляет желать лучшего, да и цена дизеля уже достигла 7 грн. за литр, что не добавляет ему популярности.
В случае если спрос на какую-то модель ограничивается 100 автомобилями в год, то их тоже никто сюда не повезёт. Да и насыщать рынок уже попросту некуда, ведь у нас и так уже есть всё, считает г-н Щербина. «Единственная модель, которая официально не представлена, – это «Феррари». Увеличения по модельному ряду быть не может, потому что взять его не с чего», – объяснил он Фокусу.
Вывод: Бума новых моделей ожидать не стоит.
МИФ 4
После вступления в ВТО иностранные компании ринутся открывать в Украине свои заводы
Собственно говоря, открывать заводы в Украине иностранные производители хотели ещё c начала 90-х годов. Основополагающий фактор – рост рынка – делал нашу страну наряду с Россией весьма привлекательной, с точки зрения размещения заводов по сборке автомобилей. На руку играли и уникальные транзитные возможности, и геополитические факторы. «Трудно найти марку, которая не хотела бы у нас работать. Это Peugeot, Fiat, Nissan General Motors. Месяц назад о своём желании объявил и Ford», – рассказывает Станислав Щербина и возмущается, что большинству из них было отказано. Видимо, на этот раз с протекционизмом явно переборщили, и своё «золотое время» Украина уже упустила.
Это, правда, отнюдь не означает, что интерес к отечественному рынку и вовсе пропал: он по-прежнему высок, чем Украина ещё может воспользоваться. Для этого необходимы две вещи: собственность на землю, на которой можно построить завод, и 100-процентная гарантия защиты инвестиций.
Вывод: иностранные автопроизводители действительно заинтересованы открывать в Украине свои заводы.
МИФ 5
ВТО приведёт к гибели отечественной автомобильной промышленности
Мнение о том, что отечественному автопрому грозит смерть от ВТО, достаточно распространенное. Мы не сможем выдержать конкуренции и снижения пошлины на ввоз автомобилей – такие аргументы звучали в защиту украинских автокомпаний. В связи с этим отечественные производители не раз просили поддержки у государства. Это оказалось нетрудно, ведь за компаниями АИС, ЛуАЗ и ЗАЗ стоят крупные бизнесмены, и парламентское лобби автопроизводителей довольно сильное. Собственно, благодаря ему парламент и возвратил 25-процентную пошлину. Правда, это не спасёт положение, ведь за полгода не удастся полностью провести переоснащение производства.
Теперь же перестраиваться придётся уже в условиях ВТО, хотя это не несёт каких-то серьёзных угроз: по мнению игроков авторынка, производители просто сгущают краски. «Сегодня, пожалуй, 70% из них являются в том числе и импортёрами», – говорит Станислав Щербина. Кроме того, любимые «народные» автомобили с рынка никуда не денутся. «Лидерами рынка останутся Lada, Daewoo (Lanos), Chevrolet, Mitsubishi, Hyundai, Chery, Skoda, Opel», – перечисляет Илья Кметюк, руководитель пресс-службы корпорации «Укравто». В то же время с рынка уйдут некоторые марки, например, «Славута» (ЗАЗ). Но эти изменения связаны не столько со вступлением Украины в ВТО, сколько с несоответствием качественных характеристик автомобилей возрастающим потребностям клиентов.
Вывод: отечественные производители и сборщики смогут работать в условиях ВТО.
Автор: Мария Шамота
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
А вот пока, это падение не съест инфляция, нужно покупать... Ответить | С цитатой