|«« | «« | »» | »»| |
Одни из мастериц славятся своими рушныками, другие – пысанками, третьи – изящной обработкой природных материалов. Бывает, что некоторые мастерицы трудятся в двух жанрах. А вот Ольга Иващенко ярко проявляет себя сразу в трех направлениях народного творчества. Она создает потрясающие по изящности вытынанки, смело экспериментирует в пысанкарстве и создает художественные (не только съедобные, но и красивые) пряники. На проходящей в Доме искусств выставке «Народные традиции казацкого края» работы этой удивительной, скромной и обаятельной мастерицы (а также ее учениц!) собрали множество восторженных отзывов.
Наверное, вытынанку вырезал каждый из нас. Те же новогодние снежинки, которые мы делали в детстве для украшения елки, — это простейшая вытынанка, пример древнего искусства наших предков.
Что такое вытынанка? Вытынанки (от украинского слова «вытынать», «вырезать») – этот вид украинского народного декоративного искусства, имеет глубокие и богатые традиции. Традиции вытынанки связывают с историей прикладного искусства стран Востока (в частности Японии и Китая) VІІ — ХII веков. Впервые вытынанки в виде ажурного узора из кожи, меха, войлока (нетканого текстиля) встречаются у кочевых народов V века до нашей эры. Расцвет украинских народных вытынанок приходится на конец XIX — начало XX века. Изготовливаются они с помощью ножниц, ножа, топорика или же других орудий. Материалом для вытынанки является бумага (белая или цветная), дерево, растительные заготовки. В давние времена их использовали для украшения стен, окон, полок, печек, печей. Каждая вытынанка приурочивалась к конкретному событию и отвечала определенной традиционной композицией. К жатве вырезали «урожайную», к обручению «украшенную» цветами, на свадьбу — «свадебную» вытынанки. Были также «Рождественские», «Пасхальные», вытынанки к Новогодним праздникам. По технологическим и художественным особенностям они разделяются на ажурные (изображение содержится в прорезях) и силуэтные (изображение выступает в качестве силуэта), одинарные (изготовлены из одного листа бумаги) и сложные (аппликационные — из нескольких листов бумаги). Орнаментные традиционные вытынанки по большей части геометрические и растительные, попадаются также антропо— и зооморфные фигурки, изображения предметов быта, архитектуры и тому подобное.
Мы не случайно начали свой рассказ со снежинок. Именно с них и началось знакомство с этим видом народного творчества у Ольги Иващенко.
— Когда я была маленькой, очень любила с мамой вырезать снежинки для новогодней елки, — рассказывает она. – И этот вид творчества, когда из нескольких слоев бумаги рождается ажурная картина, стал со временем моим самым любимым. Нравится, что из бумаги можно создавать абсолютно разные по стилю и форме композиции – и строгие графические, и орнаментальные, и декоративные.
Рисовать, творить Оля любила с малых лет. После школы она поступила в Днепропетровское художественное училище, потом – в Днепропетровский Национальный университет (декоративно-прикладное и изобразительное творчество). Училась на художника-живописца, мечтая освоить разные виды творчества и со временем передавать свои умения детям. Ее мечта сбылась – она работает в Центре внешкольной работы №1 Бабушкинского района Днепропетровска, передавая любовь к народным традициям детям. Думаю, у нее уже есть повод гордиться своими воспитанницами. На упомянутой выставке вместе со сложными вытынанками Ольги были представлены и изящные работы ее воспитанниц Марии Портной и Дарьи Иващенко. Обе девушки тоже связали свою жизнь с искусством. Маша учится на художника в ДНУ, Даша – в театрально-художественном колледже.
Как признает Ольга Иващенко, у наших предков вытынанки были гораздо больше распространены в обиходе. Такими работами наши предки украшали свои дома, мебель, предметы обихода, в технике вытынанки делали покрывала. Сейчас древнее народное искусство редко используется в быту. Зато вытынанку начинают широко использовать для декоративных целей и в иллюстрациях, с ее помощью создают аппликации на одежду, красивые календари, буклеты. И древнее искусство потихоньку возвращается в нашу жизнь.
Но, думается, главное предназначение вытынанок – дарить наслаждение от красоты, созданной руками мастеров. Каждая из десятков созданных Ольгой Иващенко работ – это не просто красота и изящество, но и сакральный смысл, зашифрованный в каждом узоре.
— На этой выставке я представила традиционные композиции в технике фиранки – ажурного кружева, созданного путем сложения бумаги в несколько раз и вырезания на ней определенного узора, — поясняет Ольга. – Они продолжают древние народные традиции и сочетают в себе строгую графичность с декоративностью. Две работы – из серии созданной Ольгой серии вытынанок – Пасхальных яиц (в серии в целом – семь работ). Одно из яиц заключает в себе практически полный цикл сельскохозяйственных работ наших предков: вспашку земли, сеяние, сбор урожая. Второе, посвященное празднику Покрова Богородицы, передает вольный дух наших казацких предков, стремительный бег их вольных коней, яйцо как символ зарождения новой жизни, которое оберегают любящие руки Богородицы.
Очень интересна работа «Яблоневый сад», тоже созданная в технике фиранки. Ажурно декоративное панно «Среди подсолнухов», где с этими шикарными цветами переплелись порхающие ласточки. А вот на тончайшей «Цветущей степи» среди деревьев и кустов стоят изящные лошади.
Заслуживают удивления и работы учениц Ольги. Одна из них, посвященная тоже празднику Покрова Богородицы, создана в редкой технике «вырыванки», когда вся композиция делается вообще без ножниц, только аккуратным отрыванием лишних слоев заготовки.
— Горжусь своими ученицами, — с радостью говорит Ольга. – Современная молодежь – очень активная, стремится в традиционные жанры внести что-то свое, новое…
Своих воспитанниц Ольга обучает не только традициям вытынанки, но и другим видам народного искусства, — например, пысанкарству. Роспись пасхальных яиц Ольга Иващенко освоила и полюбила, еще занимаясь в изобразительной студии у педагога Ирины Копач.
— На одном из занятий она захотела нам сделать сюрприз и устроила такой мастер-класс, — вспоминает Ольга.— Роспись пасхальных яиц мне сразу очень понравилась тем, насколько много разных символов может быть передано посредством узоров на яйце. Работаю как в традиционной технике, так и пытают осваивать новые – травления, резьбы, дряпанки, восковой техники изображения. Наношу узоры не только на куриные, но и на гусиные яйца. Сколько пасхальных яиц сделала, даже не считала – почти все уходят на подарки родным, друзьям, знакомым.
Такова же судьба творений Ольги в еще одном жанре – изготовлении художественных пряничков.
— Ой, это увлечение вообще родилось случайно,— улыбается Ольга. – Ездила как-то на семинар народных мастеров в Одессу. Там специалист по такой выпечке Оксана Белоус удивила меня необычными пряниками – в форме птиц, рыбок, ангелочков. Попробовала – быстро получилось. Такие вкусные, ароматные, красивые прянички пеку обычно к праздникам и тоже раздаю знакомым и родным.
Как признается Ольга, останавливаться на достигнутом она не собирается. Удивительная атмосфера Дома искусств, под крышей которого старанием его директора Валентины Слободы собраны удивительные мастера, располагает к новому творческому поиску. И какой еще жанр освоит эта многогранная женщина, предсказать сегодня сложно…
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |