Об этом в интервью корреспонденту «Зори» рассказал советник генерального директора казенного предприятия «Южукргеология» Николай Козарь.
— Николай Антонович, понятно, что Украина — не Клондайк, природный золотой запас которого превратил название региона в символ богатства, кладезь несметных сокровищ. И все же — как насчет золота у нас?
— Имеется, и в достаточно приличном количестве. В принципе, даже в отсутствие каких-либо данных о запасах золота в украинских недрах это можно было предположить, исходя из геологического строения Украинского кристаллического щита.
В послевоенные годы в Австралии и Канаде в зеленокаменных структурах докембрия были обнаружены крупные месторождения золота, началась их активная, успешная разработка. А то, что геологическая обстановка в этих странах, в условиях которой и «формировались» месторождения золота, была аналогична украинской, и позволяло думать о наличии золота и в наших недрах. Уверенность в том, что в пределах Украинского кристаллического щита (проходит через Центральную Украину с запада на восток, в том числе на территории Днепропетровской области) можно найти месторождения золота геолого-промышленного типа в зеленокаменных структурах — уверенность, основанная, к тому же, на канадском и австралийском опыте — оправдалась при проведении поисково-оценочных работ.
Поиск золоторудных объектов активно начался в 60-е годы. Однако нам пришлось намного труднее, чем австралийским и канадским геологам, отбиравшим пробы золотоносных пород, образно говоря, легким движением руки. Там докембрийские, содержащие золото породы, выходят на дневную поверхность. Нам, увы, не повезло. Украинский кристаллический щит, в котором и «располагается» золото, практически на всем своем протяжении перекрыт мощными осадочными образованиями толщиной от 40 до 250 метров. Единственным методом получения информации о расположении золотоносных объектов, запасов золота, были результаты геофизических исследований и бурение скважин. Тогда предприятие имело мощную техническую базу, в нем работало более семи тысяч человек, и мы пусть не семимильными шагами, но, как тогда казалось, уверенно шли к цели.
— Ожидания оправдались?
— Да, в результате многолетней работы было определено несколько объектов, разведка которых уж точно бы доказала выгодность их промышленной разработки. На территории Днепропетровской области такими объектами стали Балки Золотая и Сергеевское в Солонянском районе и Балка Широкая в Никопольском.
Убежденные в экономической перспективности освоения этих месторождений, мы попытались «обратить в нашу веру» союзное Министерство геологии и охраны недр. Однако нам ответили, что золота хватает и на Дальнем Востоке, и в Средней Азии. «Занимайтесь, чем занимались, — марганцем, железом», — услышали мы.
— Мы понимали, какими масштабными работами должна была бы ознаменоваться реализация проекта под условным названием «Золото Украины», согласись Москва с доводами украинских геологов. Проекты подземных объектов, строительство шахт… К тому же за 20 лет поисковых работ еще не было создано четкой картины геологического строения золоторудных месторождений, в частности, на Украинском щите.
Да, мы определились с несколькими перспективными участками типа Сергеевского и Балки Широкой, однако возможное развитие золотодобывающей промышленности Украины требовало и активного продолжения поисково-оценочных работ, и разведки месторождений. Нужно ли это, если и на Дальнем Востоке, и в Средней Азии вовсю идет добыча золота?
Обидно стало позднее, когда ставшая независимой Украина вспомнила о своих подземных золотых запасах и решила извлечь их на поверхность. Но очень быстро пошла на попятную.
— Не захотела, чтобы ее могущество прирастало собственным золотом?
— Скорее, не смогла… В декабре 1993 года появилось постановление Кабинета Министров «О разведке месторождений золота на Украинском щите». Нужно ли говорить, как оно вдохновило геологов?! До 1997 года на пяти месторождениях Украинского щита (территории Днепропетровской и Кировоградской областей) было пробурено 856 скважин. Это почти 300 погонных километров керна!
— Что остановило работы в 1997 году?
— Нехватка денег. А как все замечательно начиналось! В 1996 году была принята государственная программа «Золото Украины», рассчитанная на 10 лет. Предполагалось, что шесть украинских месторождений золота (большие надежды возлагались на уже разведанное Мужиевское месторождение в Карпатах) смогут «выдавать на-гора» до 25 тонн золота, приблизительно 4000 килограммов каждое.
Созданная специально под программу компания «Укрзолото» с частичным канадским капиталом получила лицензии на разработку пяти месторождений Украинского щита, заключила договор с «Южукргеологией» на выполнение геологоразведочных работ на Сергеевском месторождении. Но в октябре 1997 года компания была ликвидирована. Почему? В Киеве сменилась власть.
То, что происходило дальше, постепенно ввергло в глубокую депрессию геологическую отрасль страны. Впрочем, в конце 90-х Украина еще не оставила попыток добычи золота. В марте 1998 года была создана государственная акционерная компания «Украинские полиметаллы» с частным капиталом, которая «покрыла» все золотые месторождения Украины, но до масштабной разработки так дело и не дошло.
На Мужиевском месторождении было добыто около 150 килограммов золота. На этом «государственная золотая лихорадка» в нашей стране и завершилась. В результате передачи Кабмином в пользование компании «Украинские полиметаллы» золоторудных месторождений никто не мог получить лицензию на их разработку вплоть до последнего времени. В 2012 году было принято постановление Кабмина о передаче всех золоторудных месторождений, за исключением Сергеевского, Национальному банку Украины!
Правительство, видимо, посчитало, что недра тоже имеют право считаться банковской ячейкой, где можно хранить золото. В Нацбанке была создана соответствующая структура, однако подземные сокровища недолго хранились под крылом Нацбанка. В 2014 году постановление было аннулировано, и месторождения вернулись туда, где они и должны находиться, — в ведении Государственной геологической службы Украины.
— Однако до промышленной добычи дело все-таки не дошло. Возможно, предприятию не хватило сил и средств, чтобы помочь стране иметь собственное золото.
— Неужели это невыгодно — добывать свое золото, если Украина за 24 года своей независимости не сумела наладить это производство?
— Еще перед разработкой государственной программы «Золото Украины» Геологический комитет пригласил в Киев специалистов из Канады и России, которых познакомил с оценками ресурсов золота на украинских месторождениях. А эти обоснования готовили и специалисты «Южукргеологии» и других геологических предприятий Геологического комитета.
Эксперты пришли к выводу о безусловной целесообразности разведки и последующей добычи золота на украинских месторождениях. Но нужны воля и финансы инвесторов. Вспоминаю, что в свое время в бытность губернатором Николай Швец созвал специальное совещание по вопросам добычи золота на днепропетровских месторождениях. Я докладывал, приглашенные банкиры внимательно слушали. И по завершении моего доклада высказали свою точку зрения: дескать, уж слишком долго нужно ждать, пока окупятся вложенные в дело инвестиции.
«Выгоднее строить супермаркеты», — сделали тогда вывод приглашенные банкиры. Действительно, создание базы золотодобывающей отрасли требует времени. Несколько лет — на разведку и утверждение запасов, проектирование займет до полутора лет, строительство шахты длится два-три года. Однако все технико-экономические расчеты говорят о рентабельности добычи золота на днепропетровских месторождениях.
Посчитаем: среднее содержание золота составляет 5—6 граммов на тонну, цена грамма золота — 36 долларов, это значит 180 долларов в тонне. Учитывая, что себестоимость добычи одной тонны — 27 долларов, обогащения — 12 и транспортировки — семь, получается 134 доллара чистой прибыли.
Сегодня по запасам и ресурсам месторождения Балка Золотая, Балка Широкая и Сергеевское в контурах, определенных как месторождения, оценены как крупные месторождения с ресурсами и запасами золота до ста тонн в каждом. Да, их нужно еще доразведать, однако уже сейчас понятно: никаких геологических рисков здесь нет.
— По вашим прогнозам, будет ли все-таки наша страна с собственным золотом?
— Хочется верить — да. Хотя я уже слышал мнение: пусть пока полежит народное достояние в недрах, так надежней: из земли его никто не украдет… Однако наша экономика не так уж крепка, чтобы игнорировать богатство, которое лежит если уж и не под ногами, то где-то рядом…
2400 тоннобщих золотых ресурсов на Украинском щите (по оценке специалистов).
Содержание золота месторождений Украины (в г/тонну)
1. Мужиевское
Закарпатская обл. Береговский р-н: 4,5—152. Сауляк
Закарпатская обл. Раховский р-н: 5—103. Сергеевское
Днепропетровская обл. Солонянский р-н: 7—84. Балка Золотая
Днепропетровская обл. Солонянский р-н: 6,25. Балка Широкая
Днепропетровская обл. Никопольский р-н: 4—76. Бобриковская
Луганская обл. Антроцитовский р-н: 2—9
Автор: Ольга Гречишкина
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
_http://utmagazine.ru/posts/5211-perspektivy-zolota-na-2015g -i-dalee.html
Чтобы добыть одну унцию украинского золота надо добыть 6 тонн породы (5 гр./тн).
По приведенным расчетам это обойдется в 46*6= 276 долларов.
Откуда взялись такие данные?
Тут золотодобытчики должны в очереди стоять. Ответить | С цитатой