Хочется путешествовать, и путешествовать на самом деле — это очень разные вещи! Причин не выбраться из дому всегда найдется множество: работа, дом, семья, дети, дела, деньги и так далее и тому подобное. А вот причина поехать всегда одна — жажда видеть все своими глазами, не дать закиснуть крови, как говорит мой новый знакомый Сергей.
У него за плечами несколько велопоходов, и они — хороший ответ тем, кто сидит дома только из-за того, что, по их мнению, бюджет недостаточен для путешествия. Итак, начнем.
— Сергей, но ведь отправиться в дорогу практически без денег, да еще в наше время. Это, прости, смахивает на авантюру.
— Пусть так. Но ведь не в пятизвездочных отелях я останавливаюсь, не в ресторанах питаюсь. Ну, конечно, не совсем без денег. Кроме того, что путешественнику нужно? Простая еда, приготовленная на костре, палатка, спальный мешок. Самое главное — ты один на один с собой, с миром, дорогой (а часто и ее отсутствием), погодой, меняющимся от километра к километру климатом, с людьми, как с хорошими, так и с разными.
Он уверен, не обязательно быть богатым, чтобы путешествовать. И сочувствует бизнесменам, потому что у них дела и, если сорваться с места, то все может рухнуть.
— Ты тоже предприниматель, однако срываешься с места.
— Это не одно и то же. Я же не в кругосветку отправляюсь, а так — по месту.
Ну, если путешествие в Грузию, которое Сергей осуществил в 2013-м, — это по месту, тогда расстояние для него вообще не имеет никакого значения. И кто знает, вдруг его осенит идея проехаться по матушке-Европе!
С велосипедом мой собеседник дружит давно. Школьником занимался велосипедным спортом, поменял не одного двухколесного друга.
Как западает в душу та или иная идея? У разных людей бывает по-разному. В нашем случае все решило предложение друга.
— Первого мая 2012-го мы выехали. Экипировались серьезно. На футболках даже маршрут обозначили «Павлоград — Волгоград». К вечеру были в Красноармейске. На третий день я уже с трудом крутил педали. До этого на такие большие расстояния мне выезжать не приходилось.
Та первая для Сергея поездка заняла восемь дней и была очень нелегкой для него. Однако незабываемы встречи в пути. Запомнили бородатого мужика на велосипеде «Украина». Жалеет, что не остановился, не поговорил, не сфотографировался с колоритным велосипедистом на память.
Проезжали за сутки по 100 км. Очень выручили дороги — тогда как раз Украина готовилась к футбольному чемпионату «Евро-2012» и дороги буквально шлифовали.
— Мы думали, в России дороги хорошие, — говорит Сергей, — а они в ужасном состоянии. К нашему удивлению, даже по Волгограду трудно было проехать без риска свернуть колесо.
— Опасно ли путешествовать на велосипеде?
— Да, конечно, нужно учитывать все риски. Но сидеть дома и качаться на стуле — это тоже риск. С человеком может произойти все что угодно, мы никогда не знаем, насколько наша жизнь будет долгой. Поэтому нужно к чему-то стремиться, и если поставил себе цель — не оставлять ее на потом.
Что взять с собой? Минимум вещей и уверенность в гостеприимстве людей
48-летний павлоградец Сергей Коновалов на следующий год снова засобирался в дорогу. На этот раз в Тбилиси через Киев. Говорит, путешествуя, как-то странно себя чувствуешь. Вроде ты уже не здесь, но еще и не там. Нигде. В дороге. Хорошо, когда стоит ясная погода и ветер дует в спину, а не в лицо.
— Мне в Грузию довелось ехать самому. У друга была неудачная поездка в Германию. Он, решив сэкономить на проезде, отправился велосипедом в Германию на заработки. Добрался до Ковеля, переплыл Буг, и тут его задержали пограничники. Продержали три дня в комендатуре, оштрафовали и отпустили. И он дал зарок — больше никуда.
Наш герой не отступил, хотя и понимал все трудности путешествия в одиночку. До Киева он добрался поездом.
В Тбилиси из Киева полетел самолетом, надеясь сэкономить время на более полное знакомство с Грузией на обратном пути уже велосипедом. Кстати, путешествует за свои деньги, стараясь делать это бюджетно. Но о стоимости путешествия мы еще от него узнаем, пока же Сергей делится впечатлениями о Грузии и грузинах.
— Представьте себе: вы сошли на землю чужой страны, вам нужны местные деньги, а вы не можете обменять валюту. Банк находится на территории терминала, а туда уже не пускают. И тут грузин, таможенник по имени Бесо, не только входит в положение — советует, где в обменнике можно купить лари подешевле, а и дает вам свою карточку мобильной связи, записывает вам номер своего сотового и каждый вечер спрашивает, где вы, что с вами и не нужна ли помощь. Он и адреса друзей мне дал, там, мол, примут и накормят. Но я не хотел стеснять людей. Чаще всего ночевал в палатке. То на берегу Куры, то в горах. В гостинице остановился только на одну ночь.
Один из редчайших памятников мира находится в 10 км от Гори. Наплыв туристов колоссальный. Он приехал на место где-то в восемь утра, а музей открывается в 11.00. Как тут не проявиться нашему менталитету? А че! Дать взятку охраннику.
— Предлагал. Не взял. А когда спустился к Куре, там столько туристов обралось — целый палаточный городок. Вот тогда я и подумал: это ж сколько денег положил бы себе в карман музейный страж, если бы пропустил всех!
Удивительная страна, добрые, отзывчивые люди. Около недели посещал храмы, монастыри, был в Батуми, где удивлялся… велосипедным дорожкам. Ведь Батуми — город велосипедистов. Когда возвращался домой по Военно-Грузинской дороге, впечатление и настроение были несколько подпорчены.
— Только въехал в Северную Осетию — совсем другое отношение к едущим из Грузии. Там меня, велосипедиста, пропускали впереди всех машин, а здесь не разрешили ехать до Владикавказа, просто завернули. По мне, так молодой российский пограничник просто гнобил едущих из Грузии.
Ну, взяли бы и отменили визы велосипедистам…
На вопрос, дорогое ли это удовольствие — путешествие на двух колесах, Сергей отвечает честно:
— Я потратил три тысячи гривен. Включая проезд поездом из Днепропетровска до Киева и самолет до Тбилиси. Назад ехал своим ходом. Питался в пути тем, из чего можно быстро приготовить поесть. Это в основном «Мивина», супы в пакетиках. Но что обязательно — лимоны. Брал с собой таблетки глюкозы. Очень хорошо силы восстанавливает.
Его шоссейный «внедорожник» еще не до конца исчерпал свои возможности. Все еще впереди. Но и позади у Сергея Коновалова тоже немало чего. Матросом ходил по Дунаю, Баренцову морю, Атлантике, рыбу ловил, арбузы продавал, работал на шахте «Западно-Донбасская». В конце концов, открыл свое дело. Но и здесь ему неспокойно, пока не отправит для бойцов в зону АТО очередную гуманитарную помощь. Сам сварил печку-буржуйку, а когда волонтер Лиза говорит, что обязательно надо для фронта то-то и то-то, в лепешку разобьется, а достанет и передаст по назначению.
…Однако, скоро ли снова в путь?
— Да хоть завтра. Одно жаль, визы эти и границы. Хорошо, наверное, в Европе — езжай, куда хочешь, даже не понять ты уже пересек границу или нет. А тут — стой в очереди, плати деньги. Мне кажется, что с велосипедистов и пешеходов нельзя деньги брать за визу. Не по-людски это. Если человек к вам так трудно добирался, это ведь чего-то стоит. Он как будто часть фауны, не брать же деньги с птиц. Но это мои мечты.
Автор: Валентина Кордюкова
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |