Ценю каждую встречу с истинными талантами
Когда у Вас возникло желание стать артистом?
Такой цели «стать артистом» – у меня не было. Даже на Всероссийский конкурс артистов эстрады я поехал совершенно не подготовленным, и так как эта поездка оплачивалась государством, мной руководствовалась меркантильная мысль – увидеть Ленинград (сегодня г. Санкт-Петербург) и посмотреть на выступления своих коллег. В жюри были известные актеры во главе с Аркадием Райкиным. На свою удачу я не полагал, поэтому очень удивился, когда меня – восемнадцатилетнего мальчишку - перевели на второй тур. К следующему этапу уже начал готовиться, и в итоге стал дипломантом этого конкурса.
Стремление стать конферансье у меня возникло уже после того, как провел концерт в Московском государственной театре эстрады. Это было невероятно! Молоденький, провинциальный паренек и вдруг на сцене одного из лучших театров столицы CCCР (сегодня России). Вот тогда поверил в себя, мне стало интересно, и я ощутил единение со зрителем. Но помнил, как учил меня мой отец, чтобы кем-то стать одного желания мало, нужно относиться к себе с критикой и постоянно работать над собой.
Вскоре я ощутил необходимость найти свой стиль работы, делать свои номера, а не исполнять написанные кем-то. Мне было не интересно говорить чужими словами, как это делал, читая потрясающие строки, написанные для меня Леоном Измайловым. Монолог «Метр девяносто пять» имел огромный успех, но он был не моим. Тогда я узнал о жанре буриме, его на то время представляли Алик Писаренко и Марк Яковлев. Он меня заинтересовал тем, что предполагает собой исполнение текстов собственного сочинения. Наконец-то я смог раскрыть себя зрителю и мне стало интересно на эстраде. Начал придумывать, набивать шишки, находить новое в деятельности конферансье и получать огромное удовольствие от своей работы. Когда я прошел ее определенные этапы, судьба подарила мне участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.
В нем соревновались профессионалы с профессионалами, поэтому для того чтобы попасть на него, нужно было обрести мастерство и иметь не менее пяти лет творческого стажа. Мне не хватило лишь одного балла до присуждения первой премии конкурса, но в тоже время никто больше меня не набрал очков. Поэтому жюри со второй премией вручило мне главный приз – «Лучший конферансье».
После этого начались бесконечные поездки, работа на заграничную публику, где я осознал, что даже если существует языковой барьер, зрителей можно держать энергетически. Например, в Польше смеялись уже над тем, как я рассказываю польский анекдот.
Свой приход в профессию считаю необычным, ведь совсем не стремился стать только артистом. Но еще раз убеждаюсь - нужно чувствовать, что тебе нужно, а что нет, и трезво относиться к тому, что умеешь.
У кого Вы учились мастерству конферансье?
Я приходил смотреть концерты, и всегда, наблюдая за артистами, про себя отмечал, что не нужно делать на сцене, а чему мне необходимо еще научиться. Во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства, где я повышал свой профессионализм, преподавал Борис Сергеевич Брунов, но интересней было наблюдать за ним на сцене, перенимая его навыки.
Как Вы считаете, у кого в наше время могут учиться молодые конферансье?
Сегодня профессия конферансье, к сожалению, практически исчезла. Об этом говорит и тот факт, что даже мало кто владеет сценической грамотностью (как выйти, с какой кулисы, как представить номер и т.д.), а ведь это азы творческой деятельности. Я часто веду концерты в Киеве и Москве, где стал замечать, что современные ведущие или, как сейчас их называют, ди-джеи, ничем не обладают, кроме амбициозности. Они даже не знают, как вести себя на сцене. И чем они руководствуются? Может быть своей самоуверенностью..? Не знаю, для меня это необъяснимо.
Конечно, есть люди, которые понимают, что имеют мало знаний, да им и не у кого их брать, великие конферансье ушли. Но они ищут истоки информации, подходят и ко мне с просьбой о мастер-классах. Я, конечно, помогаю, но печально, что эстрада уже не может быть видом искусства, она превратилась в шоу-бизнес. Что бы не говорили о советском времени, но в нем этого не допускалось, творчество процветало на сцене.
В наш век эстрадную звезду «лепят» с кого угодно. Давно удачно процветает американская модель раскрутки. Следуя которой с человеком работает команда профессионалов – продюсер, режиссер, стилист, визажист, звукорежиссер… и за короткий срок публике предоставляют «доказательства» того, что он лучший из лучших. Об этом говорят ежедневное звучание песен новоиспеченной звезды по радио, трансляции клипов, передач с ее участием на телевидении и т.д.
Талантливый человек – личность, которая не позволяет зарабатывать на себе деньги и вскоре уходит от продюсера или же остается в тени эстрады. Поэтому шоу-бизнес продолжает насыщаться «куклами», которые работают на преумножение капитала своих опекунов, сами того зачастую не понимая. Это трагедия эстрады. Работая на концертах, редко стал встречать исполнителей, которых могу назвать артистами. Поэтому очень ценю каждую встречу с истинными талантами.
Вы уже 33 года на сцене, провели огромное количество концертов, но неужели у Вас никогда не наступал период, когда вовсе не было настроения выступать в роли конферансье?
Конечно наступал, человек просто устает. Творчество – это не конвейер. Некоторые думают, что вся жизнь – праздник, но ничто так, как праздник не утомляет. Бывало мне не хотелось выходить на сцену и я отказывался от концертов. Правда не надолго, ведь это все же моя профессия. Максимальный срок моего «отпуска» был два месяца. По их истечению я начинал скучать за любимым делом и продумывать сценарии новых выступлений.
Чувствую себя не просто артистом, а счастливым человеком
В чем загадка искусства завораживать публику? Это дар или результат многолетней работы?
Думаю – дар, но каждый данный человеку дар нужно развивать. Кроме того, когда я становился опытней, начинал понимать, не главное что ты делаешь, а как! Необходимо уметь энергетически держать зал, чтобы зритель чувствовал тепло. Будучи молодым я не представлял, как удается великим мастерам находить такой контакт с людьми. Помню, когда выходил Иннокентий Смоктуновский и начинал тихим спокойным голосом читать «Медного всадника» Александра Пушкина – зал боялся вздохнуть, немел от восторга. Теперь я знаю, что он источал мощную энергетику в зрительный зал. Называйте это загадкой или чудом, но в этом – величие артиста. То, что он делает на сцене – инструмент, атмосфера в зале – его создание.
Какой концерт Вам особенно запомнился?
Каждый своеобразен и по-своему дорог, выделить один очень тяжело. Но скажу, чем запомнился один из последних, проведенный мною при жизни Туркмен Баши концерт в Туркменистане, городе Ашхабате. Он был организован для русскоязычных, но зал был заполнен ими наполовину, половина же языком не владела. Происходящее на сцене присутствующие воспринимали насторожено – все мысли были только о Туркмен Баши. О нем говорило все – расклеенные по городу плакаты, огромное полотно на сцене с его изображением… Увести людей от внутреннего напряжения, отвлечь их, предоставить возможность отдохнуть, послушать музыку, было весьма трудно. Когда же я почувствовал, что зал, по истечению какого-то времени, находится в прекрасном расположении духа – стало тепло на душе.
Сложно создать такое настроение, но когда это удается – ощущаешь себя не просто артистом, а счастливым человеком. Ко мне подошли в конце концерта в Ашхабате представители местного КГБ и говорят: «Какой прекрасный вечер, но о Туркмен Баши Вы упомянули только вначале концертной программы». «Знаете, – ответил я, – о нем не переставал думать ни на секунду». А то как же, ведь хотел увести публику от их тревожных мыслей.
Как Вы проводите свое свободное время?
Читаю, ведь профессия конферансье требует огромных знаний. Очень люблю классическую литературу – Ивана Бунина, Александра Куприна, Михаила Булгакова. Когда замечаю не совершенность своих оборотов речи – открываю произведения любимых писателей и читаю вслух. Из поэтов, на мой взгляд, особую красоту строки несет поэзия Леси Украинки. У нее каждое слово – ключевое, и имеет свое энергетическое содержание.
Вы много работаете с концертами по всей Украине, России, других зарубежных странах, но всегда возвращаетесь в Днепропетровск. На предложения продолжить свою карьеру в других городах всегда отвечали отказом…
Днепропетровск – моя родная земля, мой дом. Здесь жили мои предки, и здесь ощущаю тепло и уют. Возможно в Москве или Киеве предоставлялось бы больше шансов для реализации творческих планов, но остаюсь на своей малой родине. Я объездил весь мир и понял, что лучше родного края не найти.
Автор: Наталия Андрющенко
Конферансье Иван Шепелев. Фото Натальи Заднепровской |
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |