Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

В знак признательности «Екатеринославскому Ришелье»

Личности А.Я.Фабра, А.Н.Поля, Д.И.Яворницкого являются наиболее знаковыми для истории Екатеринослава XIX - начала XX века. Последние два имени уже «возвращены» городу, увековечены в памятниках и мемориальных досках, а вот первое по-прежнему остается полузабытым.

В будущем году исполнится 215 лет со дня рождения Андрея Яковлевича Фабра - екатеринославского гражданского губернатора с 1847 по 1857 год. Дата не круглая, однако, вполне подходящая для увековечения памяти человека, сделавшего, возможно, самый весомый вклад в становление города середины XIX века. Это один из основателей Одесского императорского общества истории и древностей и Екатеринославского «музеума» древностей, исполнительный и трудолюбивый чиновник, автор многих научных трудов, член Императорского русского географического общества и устроитель екатеринославских бульваров на центральном проспекте. Последнее из перечисленных деяний А. Фабра хотелось бы отметить особенно.

Сохранились сведения о том, что бульвар на Екатерининском проспекте, устроенный по инициативе Фабра, в конце XIX века носил его имя. Название «Фабровский бульвар» встречается на планах и открытках. Принято считать, что название это было дано признательными горожанами, а законодательно не закреплено. В ходе поиска источников по истории города в фондах Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург) был найден любопытный документ - доклад министра внутренних дел императору Александру II:

«Доклад по Департаменту хозяйственному МВД. №843. Попечением бывшего в 1847-1857 гг. начальника Екатеринославской губернии, покойного тайного советника Фабра, устроен бульвар по Екатерининской улице в г. Екатеринославе. Ныне Екатеринославская городская Дума... в изъявлении признательности города к начальнику губернии, ходатайствует о наименовании означенного бульвара «Фабровским». О таковом ходатайстве, в удовлетворении коего местный генерал-губернатор не встречает препятствия, поставили долгом всеподданнейше представить на всемилостивейшее воззрение Вашего Императорского Величества».

На докладе имеется резолюция: «Высочайшее разрешение 22 дек. 1872». Этим документально подтверждается, что бульвар получил имя «Фабровский» вследствие «высочайшего разрешения» императора Александра II 22 декабря 1872 года. В документе не указывается, весь бульвар получил такое название или только старая его часть, устроенная Фабром. Сохранился план Екатеринослава 1885 г. межевого инженера Пупырникова, где обозначен и «бульвар Фабровский». В то время бульвар на Екатерининском проспекте был продлен почти по всей длине и достиг современной площади Петровского. В нагорной части он протянулся до перекрестка проспекта и улицы Гимназической (Куйбышева). Но на плане так обозначен не весь бульвар, а только часть его - от горы до Городского сада (ныне парк им.Глобы). Видимо, именем А. Фабра действительно назвали старую часть бульвара; новая часть, проложенная позже по проспекту в сторону вокзала, не имела названия. Проспект в этом месте утрачивал прежнюю ширину, соответственно, меньше были и бульвары. Да и сегодня в районе Озерки бульвар представляет собой два ряда деревьев с аллеей посередине, а трамваи ходят не по среднему проезду, а по боковым.

Несмотря на большое количество публикаций, неизвестным оставался вопрос: когда конкретно устроен Екатеринославский бульвар? Свидетели и очевидцы точной даты не называют. Ответ помогло найти донесение екатеринославского вице-губернатора Вульфа министру внутренних дел, хранящееся е том же Санкт-Петербургском архиве. В марте 1848 года Вульфу было поручено исследовать хозяйство городов губернии. В донесении от 29 ноября 1850 года вице-губернатор отметил распоряжения, сделанные им во время прямого управления губернией для «улучшения порядка и благоустройства Екатеринослава». В их числе находим и такое нововведение: «В видах привлечения большего числа желающих селиться в городе, на суммы, по приглашению моему, по подписке добровольно пожертвованные, устроил в казенном саду два павильона и учредил там гулянье с музыкою три раза в неделю, а для большего удобства пешеходов устроенный начальником губернии на Екатерининском проспекте бульвар продлил до самого сада».

То есть в 1850 году Фабровский бульвар уже существовал. Фабр назначен губернатором 24 января 1847 г., а значит, бульвар разбит в 1847-1849 годах. Скорее всего, прибыв в Екатеринослав, Андрей Яковлевич немедленно принялся за устройство зеленых насаждений. Вспомним, что отец его, швейцарец по происхождению, был главным садовником Судацкой долины в Крыму. Сын перенял от отца хозяйственность, тягу к земледелию и садоводству. Озеленение города всегда считалось одним из главных признаков его развития. Стоит напомнить, что само слово «культура» по латыни означает «возделывание».

Уместно привести отрывок из книги А.Афанасьева-Чужбинского «Поездка в Южную Россию», опубликованной в Петербурге в 1861 году: «Я помню Екатеринослав 12 лет назад, когда его еще можно было назвать городишкой и довольно непривлекательным, как по его строениям, так и по страшной невылазной грязи... Лет девять назад я снова посетил его. За три года Екатеринослав не изменился и, стоя над Днепром почти у порогов, не имел и попытки на значительную торговлю... Ту же я встретил грязь, ту же мертвую тишину по улицам и ту же мелкую, беловатую пыль, выедающую глаза... Теперь, через девять лет, мне пришлось несколько раз побывать в Екатеринославе, и я нашел в нем небольшую перемену: выстроились несколько домов на главной улице, и вдоль этой широкой, почти как Невский проспект, улицы, протянуто шоссе сверху до казенного сада... Шоссе это обведено с двух сторон тротуарами, обсаженными акациями, сиренью и кое-какими другими деревьями...». Выходит, в середине 1850-х годов, когда деревья подросли, стали заметны усилия губернатора.

Сегодня бульвар, начало которому положил А. Фабр, является украшением города и его визитной карточкой. Именно здесь, на бульваре, растет и благоухает главное дерево города, его символ - белая акация. Поэтому и проспект с бульварами и его устроители заслуживают того, чтобы о них знали и помнили.

В январе нынешнего года работники исторического музея обратились к городскому голове И.И. Куличенко с предложением «Об увековечении памяти екатеринославского губернатора А. Я. Фабра». В обращении говорится о значительном вкладе Фабра в развитие города. Его благоустройство, культурно-просветительская и повседневная жизнь были предметами постоянной заботы губернатора. Огромное трудолюбие и самоотдача, стремление к личному участию во всех делах, неподкупность и честность в распоряжении казенным имуществом, деловая компетентность и беззаветная отдача порученному делу были главными чертами его административной деятельности.

Местом обитания самого известного и оригинального губернатора являлся нынешний дом №41 по проспекту К.Маркса, построенный в 1830-х годах купцом Мунштейном. Тут располагались резиденция и квартира губернатора. На фасаде этого дома предложено установить мемориальную доску, а в курдонере домов №41 и 43 по проспекту - памятник А. Я.Фабру. Кроме этого, предлагаем назвать именем Фабра одну из улиц города и установить на бульваре проспекта в его центральной, исторической части памятный знак.

Это программа-максимум, выполнение которой можно начать с установления памятного знака на одной из аллей проспекта - от улицы Гоголя до улицы К.Либкнехта - уже в будущем, 2004 году, к 215-й годовщине со дня рождения А. Фабра и ко Дню города. Оригинально исполненный, а именно таким видится этот знак в честь «екатеринославского Ришелье», как называли Андрея Яковлевича современники, он станет местом притяжения горожан и туристов.

Валентина ЛАЗЕБНИК,
зав. отделом исторического музея им. Яворницкого,
Максим КАВУН,
аспирант исторического факультета ДНУ. июнь 2003

История города:

Потьомкинський сад, Берег Дніпра,
1840-1920 гг.
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте