В конце 1880 – начале 1890-х гг. на усадьбе В.А. Павловой строится новый каменный особняк. Проект планировки особняка был выполнен екатеринославским городским архитектором Фердинандом Августовичем Гагеном, а фасады разработаны академиком архитектуры Иеронимом Севастьяновичем Китнером. Лепной декор выполнялся крупнейшей в городе скульптурной мастерской «Н.А. Фомичев и С.Э. Редлер». Однако, несмотря на значительность состояния Павловых, которые были одними из крупнейших землевладельцев Екатеринославской губернии, им не удалось сохранить в целости столь крупную городскую усадьбу. 14 января 1895 г. часть усадьбы площадью в 690, 75 саж.2 была продана Пеховскому (сейчас на этом участке находится здание по ул. Дзержинского, 25). А в 1907 г. по купчей крепости от 10 мая из территории усадьбы был продан Зубареву ещё один участок площадью в 637 саж.1 (ул. Рогалёва, 12). После этих продаж площадь усадьбы Павловых сократилась до 1 867, 25 саж.
По купчей крепости, утверждённой 8 октября 1910 г., вдова надворного советника В.А. Павлова продала свою усадьбу со всеми постройками клубу Екатеринославского Коммерческого собрания за 130 000 рублей, из которых на 100 000 рублей было составлено долговое обязательство под залог участка сроком до 1 сентября 1913 г.
Первоначально клуб предполагалось разместить в бывшем особняке Павловой без его капитальной реконструкции. Так, уже 14 октября 1910 г. в газете «Южная заря» появилось объявление о конкурсе на проект сада для клуба на бывшем участке Павловой по Новодворянской улице. Проекты необходимо было представить к 1 ноября 1910 г. Премия за лучший проект была назначена в 200 рублей. А открытие клуба на новом месте состоялось уже 26 октября.
Но уже на общем собрании членов клуба, которое состоялось 23 января 1911 г., было принято решение о необходимости пристройки театрального зала к бывшему дому Павловой. На протяжении 1911 г. по проекту архитектора Фёдора Фёдоровича Булацеля велись строительные работы, в ходе которых был капитально перестроен и расширен бывший особняк и полностью построено новое здание театра. Бывший особняк был реконструирован под размещение собственно клубных помещений. На 1912 г. это сложное в плане двухэтажное здание, в котором расположены концертный зал на 800 мест, зал для игры в лото, несколько гостиных, ресторан, читальня, библиотека, 2 фойе, парадная лестница, служебные помещения (контора клуба, кухня, буфетная и др.) и открытая терраса по садовому фасаду. В театральном корпусе находился театральный зал с тремя ярусами лож, бельэтажем и галёркой, который, по свидетельствам современников, как по устройству, так и по отделке напоминал зал Екатеринославского Зимнего театра. Парадные помещения театра состояли из фойе первого и второго этажей, парадной лестницы, буфета и гардероба. Между корпусами был построен двухэтажный переход с воротами и службами в первом и закрытой галереей во втором этаже. В саду клуба были построены деревянная эстрада, каменная оранжерея, каменный сарай с погребом, две будки для торговли водой и, естественно, уборная.
Общие расходы по покупке усадьбы и её реконструкции составили 475 000 рублей. Так как эта сумма далеко превосходила финансовые возможности клуба то уже в 1912 г. участок и здания Коммерческого собрания были заложены в Харьковском Земельном банке на 200 000 рублей сроком на 38 лет и 4 месяца под 4% годовых. В ходе банковской проверки залога клуб ожидала приятная неожиданность. Как выяснилось после обмера участка, проведенного уездным землемером Ветровым, его площадь оказалась значительно больше (2 490, 63 саж.2), чем значилось по документам.
В 1912 – первой половине 1914 гг. клуб и театр работали вполне успешно. Основной доход Коммерческое собрание получало от организации азартных игр. Концертный зал и гостиные сдавались в аренду для проведения концертов, лекций и балов. В театре постоянной труппы не было, и зал использовался гастрольными коллективами.
С началом І Мировой войны положение клуба значительно ухудшилось. В первые месяцы войны Коммерческое собрание пожертвовало разным лицам и учреждениям более 27 000 рублей, израсходовав почти все наличные средства. «А главное, – сообщал совет клуба правлению Харьковского Земельного банка, – финансовое положение собрания подорвано запретом губернатора на проведение азартных игр – лото и карт, которые были главным источником дохода клуба». Кроме того, в сентябре 1914 г., после обследования общественных зданий города, Коммерческое собрание было определено как пригодное для размещения военного госпиталя. Уже в ноябре 1914 г. в здании начинает работу 4-й Екатеринославский госпиталь земского союза, рассчитанный на 200 коек и занявший большую часть клубного корпуса.
В 1915 г. Харьковский Земельный банк три раза выставлял недвижимость Коммерческого собрания на торги за неуплату текущих взносов, но все три раза задолженность погашалась, и клуб продолжал работать. В 1916 г. совету клуба даже удалось добиться от Городской думы выделения денег на ремонт помещений, занятых госпиталем.
Сохранилось очень интересное письмо в Харьковский Земельный банк от правления Коммерческого собрание, которое датировано 10 января (ст.ст.) 1918 г.: «Вследствие событий, имевших место в г. Екатеринославе 27-го декабря и в последующие дни, Совету Старшин Коммерческого Собрания только 8-го января сего года представилось возможным сделать перевод через Азово-Донской Коммерческий банк, в котором у нас имеется текущий счёт (ранее банк этот находился в сфере обстрела) – сумму в 6.331,25 руб.». Под событиями 27 декабря имеется в виду большевистский переворот в Екатеринославе, но даже это, с современной точки зрения, эпохальное событие всего лишь отсрочило, но не отменило финансовых обязательств клуба. Последнее обнаруженное свидетельство о деятельности клуба Коммерческого собрания это также финансовый документ – запрос о долгах клуба, отправленный в Харьков 16 июля 1919 г, т.е. в период, когда город был занят Добровольческой армией.
В 1921 г., после объявления на Украине красного террора, клуб, как и большая часть зданий Новодворянской улицы, был занят ЧК. В театральном зале, в котором ещё недавно шли концерты и водевили, в котором выступал Бальмонт и звёзды Московской оперы Зимина, теперь держали около трёхсот арестантов. Их жизнью и смертью распоряжался глава коллегии следователей товарищ Ральф, бывший парикмахер Коммерческого собрания, уволенный за кражу. С 1922 г. здания числились за клубом и театром ГПУ им. тов. Дзержинского, но работали ли эти учреждения - пока не установлено. В 1926 г. полуразрушенные здания были переданы в аренду профсоюзу строителей. К 1927 г. был отремонтирован клубный корпус, приведен в порядок сад и открыт клуб «Город и село», который в начале 1930-х гг. переименовали в «Строитель». В начале 1934 г. часть помещений клуба была передана областному аэроклубу.
В этом же году, наконец, началось восстановление театрального корпуса. Первоначально его хотели использовать под размещение русского драматического театра, но по окончании ремонта в 1936 г. здесь был открыт детский звуковой кинотеатр им. М. Горького.
Осенью 1941 г. вся собственность государственных учреждений и профсоюзов была конфискована немецким правительством. В том числе в собственность рейха отошли помещения аэроклуба, клуба строителей и кинотеатра им. Горького. Как использовались оккупационными властями помещения клубов, пока не установлено, но Немецкий кинотеатр по ул. Дзержинского, 232 начал работу уже в ноябре 1941 г.
Повреждённые в 1943 г. здания не использовались вплоть до начала 1945 г. С 1945 г. по ул. Дзержинского, 23 начинают работать службы главного конструктора и главного технолога Днепропетровского автозавода (совр. КБ «Южное»), которые заняли клубный корпус. Несмотря на плохое техническое состояние, работает кинотеатр им. Горького. В части театрального корпуса размещается спортзал общества «Спартак», который используется для занятий Медицинским и Сельскохозяйственным институтами, городской спортшколой, техникумом физкультуры.
В мае 1947 г. возобновил работу Аэроклуб Добровольного общества содействия авиации, а службы ДАЗ были переведены на территорию завода. В начале 1948 г. зал кинотеатра и помещения «Спартака» передаются государственной филармонии. Т.к. спортивному обществу «Спартак» удалось завершить строительство нового спортзала в парке им. Чкалова только в начале 1949 г., то его выселение с улицы Дзержинского несколько затянулось. Фактически на протяжении всего 1948 г. между филармонией и «Спартаком» шла настоящая война, отголоски которой выплеснулись даже на страницы городской прессы. По счастью, всё закончилось без серьёзного ущерба для обеих сторон. Спортклуб съехал, а филармония начала полноценную работу в конце декабря 1948 г.
В 1959 – 1960 гг. здания по ул. Дзержинского, 23 капитально реконструируются по проекту Украинского Государственного института проектирования металлургических заводов (главный архитектор проекта Брусов) под размещение Дома Техники Днепропетровского Совнархоза, который позднее был переименован в областной Дом научно-технической пропаганды, а фактически находился в ведении Минчермета УССР. По имеющимся сведениям, причиной реконструкции был пожар, который значительно повредил здание, но на сегодняшний день эти сведения не нашли официального подтверждения.
При реконструкции здания были застроены террасы, разобрана часть корпусов; разобраны пышные кровли в русском стиле, упрощена внутренняя отделка и реорганизован сад. Правда, садом Дом Техники пользовался недолго. В 1960-х гг. на его территории строится здание института технического обучения рабочих черной металлургии с планетарием в первом этаже (открыто в 1968 г.), а несколько позже остатки сада занимает гаражный кооператив.
В 1990-х гг. минчерметовская составляющая Дома Техники стремительно сокращается в размерах. Прекращает работу институт повышения квалификации металлургов, закрывается музей трудовой славы металлургов юга Украины, заброшен театральный зал. Часть помещений сдаётся в аренду, часть продаётся. Некоторое время здесь работает Приднепровская товарная биржа, затем Первый Международный коммерческий банк, появляются магазины. Все эти пертурбации не способствовали улучшению состояния зданий бывшего клуба Коммерческого собрания, а что будет с ними в дальнейшем - предсказать практически невозможно. Но, следует заметить, что сегодня уже появилась идея о восстановлении театрального зала. Возможно, что она даже будет реализована.
Валентин СТАРОСТИН
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
, 1840-1920 гг. |