Архитекторы из Европы на службе русских императоров
История проектирования Троицкого и Успенского соборов схожа с историей Преображенского храма. Проекты разрабатывались не в Екатеринославе — в столице Российской империи. Авторами выступали петербургские зодчие, работавшие в канонах официального стиля.
Людвиг Шарлемань (1784–1845) был известным мастером ампира. Он окончил в 1806 г. петербургскую Академию художеств. С 1808 г. был помощником знаменитого зодчего Луиджи Руска, работавшего в России, а в 1813 г. стал членом Строительного комитета. С 1820 г. начался расцвет карьеры Шарлеманя. Он был назначен придворным зодчим, должность официально называлась «архитектор Гоф-Интендантской конторы». В его ведении находились Зимний дворец (ныне Эрмитаж), Таврический, Елагин и другие дворцы. В Петербурге сохранились многие постройки Шарлеманя, в частности, деревянная дача Головина, павильон «Чайный домик» в Летнем саду. Да и решетка Летнего сада со стороны Мойки также отлита в 1826 г. по проекту Шарлеманя.
Петр Иванович Висконти (1778–1843) приехал в Россию из Швейцарии. Вот что написано о нем в «Списке об иностранцах по Медико-хирургической академии» 1812 г.: «Петр Иванов Висконти, 30 лет. Швейцарский уроженец, г. Лугано. Холост. Архитектор. Собственного дома не имеет. Приехал в Россию в другой раз в 1802 г. по контракту из г. Лугано. С 1811 г. отправляет должность Архитектора в Академии по контракту». В Россию приехали два брата Висконти. Старший, Давид (1772–1838) сделал более успешную карьеру, стал академиком архитектуры, членом Строительного комитета. Младший, Петр, иногда называемый Висконти 2-й, дослужился до члена государственной Комиссии проектов и смет, выполнявшей и дававшей заключения на проекты зданий.
Два храма в «русско-византийском стиле»
Как получилось, что столичные зодчие, работавшие для петербургской элиты, оказались авторами храмов в глухой провинции, которой тогда был Екатеринослав? Андреян Захаров спроектировал екатеринославский собор по личному указанию Александра I. С Троицким и Успенским соборами все обстояло проще. Будучи членами Строительного комитета и Комиссии проектов и смет, архитекторы разработали два проекта храмов в Екатеринославе: Троицкой церкви в 1836 г. и Успенской — в 1837 г.
Проекты выполнены в русско-византийском стиле. Этот стиль, интенсивно насаждавшийся во времена Николая I (правил с 1825 по 1855 г.), представлял собой искусственное сочетание позднего классицизма с элементами русского и византийского храмового зодчества. Церковные здания представляли собой прямоугольник или квадрат, который завершали пять шлемообразных куполов. Оформление фасадов было очень строгим, с минимумом декора. Самое известное здание в русско-византийском стиле — храм Христа Спасителя в Москве (взорван в 1931 г. и восстановлен в 1995–2000 гг.).
Для Екатеринослава проблема строительства храмов была очень острой. Преображенский собор построили только в 1835 г. Растущий город в нижней части имел два главных деревянных храма. Церковь Казанской Божьей Матери находилась немного к северо-западу от нынешней Троицкой. Деревянный пятиглавый Успенский собор занимал место в начале улицы Литейной, на месте нынешнего сквера Кирилла и Мефодия.
Проекты петербургских зодчих были быстро реализованы. Каменное здание Троицкого собора воздвигли уже около 1845 г. (называются разные даты — от 1844 до 1846 г). Тогда собор находился в центре большого рынка и прекрасно просматривался, в отличие от сегодняшнего дня, когда храм визуально отделен от площади Ленина. Колокольня пристроена позже — около 1855 г. и, видимо, выполнена другим архитектором. Колокольня, особенно ее глава, имеет более мягкие, скругленные формы.
Успенский собор поднялся юго-западнее деревянного храма в 1839–1850 гг. Это было крупное здание, внешне аналогичное Троицкому собору. Выделялся храм своей колокольней, долгое время бывшей самым высоким зданием нижней части города. К сожалению, в 1936 г. храм закрыли, купола и колокольню снесли, а само здание перестроили в городскую больницу № 10.
Два храма — две работы дуэта талантливых архитекторов. Время сохранило Троицкий собор, однако не пощадило Успенский. Осенью 2009 года городские власти объявили о решении восстановить Успенский храм. Будем надеяться, что восстановленный памятник культового зодчества не затеряется среди современных небоскребов.
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Берег Дніпра, 1900 |