Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

Скифо-сарматы. Краткая история и мифология


Скифия. Браслеты 4 в. до н.э. Бронза, золото, эмаль, паста, литье, гравировка, филигрань Хранятся в Киеве, Музей исторических драгоценностей У

Скифия. Шейная гривна. Вторая половина I в. н.э. Золото, стекло, ковка, литье, гравировка, инкрустация. Хранится в Киеве, Музей исторических д

Чаша с изображением пирующих скифов. Вторая половина IV в до н.э. Серебро, золочение, тиснение, гравировка. Хранится в Киеве, Музей историчес

Скифия. Фигурка кабана. 4 в. до н.э. Золото, литье, гравировка Хранится в Киеве, Музей исторических драгоценностей Украины

Скифия. Меч с украшенными ножнами. Середина IV в. до н.э. Железо, золото, ковка, тиснение, Хранится в Киеве, Музей исторических драгоценностей

Скифия. Золотая привеска в виде головы Деметры. IV в. до н.э. Золото, литье, зернь, филигрань Хранится в Киеве, Музей исторических драгоценнос

Скифия. Серьги. IV в. до н.э. Золото, ковка. Хранится в Киеве, Музей исторических драгоценностей Украины

Скифия. Шумовые привески. 4 в. до н.э. Золото, штамп. Хранится в Киеве, Музей исторических драгоценностей Украины

Великая Скифия

Украинские земли в ІІІ - І в.. до н. э. Сарматы
Скифы и сарматы принадлежат к ираноязычной ветви индоевропейских народов. Иранские племена долгое время сохраняли культурное единство. Но в начале 1 тыс. до н. э. их мир потрясла огненная проповедь Заратуштры. Те, кто принял ее, отринув языческих богов, стали историческими иранцами. Те, кто сохранили старую веру, (это были в основном кочевники), получили прозвище туранцев. Хотя позже многие боги были реабилитированы, единство оказалось потерянным навсегда.
Время появления собственно скифов - не позднее 8 в. до н. э. Они вытеснили из Причерноморья киммерийцев и по их следам предприняли несколько вторжений в Переднюю Азию. Скифы уничтожили Урартское царство, разгромили Фригию и были побеждены лишь мидийским царем Киаксаром, да и то при помощи хитрости. Они проникали также в Центральную Европу и Поволжье. То была героическая эпоха скифов, время так называемого "первого царства".

В конце 6 в. до н. э. персидский царь Дарий 1 совершил большое нашествие в их земли, которое закончилось полным провалом. После победы, в Причерноморье возникло государство скифов - "второе царство", называемое временем "золотой осени". 4 в. до н. э. - период правления царя Атея был эпохой наивысшего культурного подъема. В 339 г. до н. э. Атей был разбит войсками Филиппа Македонского и погиб, а его царство распалось.
В 3 в. до н. э. возникает менее обширное государство скифов с центром в Крыму - "третье царство". Его экономической основой был вывоз хлеба в греческие полисы. Это образование сильно страдало от нашествий сарматов, а в 3 в. н. э. его окончательно уничтожили готы. В эпоху Великого переселения народов остатки скифов растворились среди множества племен.

По образу жизни скифы разделялись на оседлые и кочевые племена. Последние пользовались наибольшим престижем и назывались "царскими". Их правителей хоронили в больших курганах, в сопровождении убитых животных и великолепных предметов декоративно- прикладного искусства.

Во времена Геродота к востоку от Дона жили уже не скифы а сарматы. Согласно легенде, переданной Геродотом, они произошли от амазонок, вступивших в брак со скифскими юношами. Это сказание отражает высокое положение женщин у сарматов. Несмотря на явное родство данных народов, сарматы всегда обнаруживали враждебность по отношению к скифам, и им принадлежит решающая роль в разгроме последних.

Сарматские племена создали тяжеловооруженную кавалерию, способную успешно противостоять македонской фаланге и римским легионам. При помощи сарматоязычных парнов, парфянам удалось возродить Иран. Постепенно, среди сарматских народов выделились аланы и "стянули все близкие племена под свое родовое имя" (ко 2 в. н. э.). Сарматы стали называться аланами. Они добили скифов и не раз опустошали пограничные области Римской империи и Сасанидского Ирана. Аланы (их федерация простиралась от Дуная до Арала) находились в союзе с готами Германариха, но в конце 4 в. н. э. гунны разгромили и тех и других. Часть аланских племен ушла на далекий Запад и вместе с вандалами создала на территории Иберии, а потом Северной Африки варварское королевство, погибшее в 6 в. н. э. под мечами византийской армии Велизария. Другая укрепилась на Северном Кавказе, построив множество каменных замков. Временами они подпадали под власть могучих соседей - гуннов, савиров (угров), хазар, монголов, но всегда сохраняли национально-культурное единство. В середине 6 в. н. э. аланы приняли христианство от Византии и с тех пор традиционно ориентировались на православный мир. В 19 в. н. э. их потомки - осетины вошли в состав России.

Здесь надо сказать и о последней волне ираноязычных кочевников - аварах, пришедших с низовьев Сырдарьи. Авары образовали обширное государство с центром на территории современной Венгрии. Они были врагами Византии и союзниками сасанидского Ирана. Их дипломаты вели искусную политическую игру. Среди аваров были замечательные златокузнецы, создававшие прекрасные произведения искусства (например, кольцо из Штробьен). С конца 7 в. н. э. могущество Аварского каганата падает из-за непрекращающихся восстаний славян. Окончательно держава туранцев в сердце Европы была сокрушена Карлом Великим. Остатки аваров вошли в состав венгров (угров), пришедших в междуречье Дуная и Тисы в конце 9 века н. э.

Сохранность скифо-сарматской мифологии интересным образом напоминает кельтскую и германо-скандинавскую. Применительно к скифам мы можем говорить о богатейшем изобразительном искусстве. Оно нашло отражение как в великолепных изделиях из металла: элементов конской упряжи, например, фаларов (круглых блях), оружия, сосудов для питья; так и в каменных антропоморфных изваяниях - "скифских идолах". Сармато-аланы же, а точнее, их потомки осетины, создали замечательный эпос - так называемые "Сказания о нартах", в котором активно фигурируют мифологические персонажи. Нартовский эпос осетин был заимствован большинством и соседей и записан в многочисленных вариантах учеными 19 столетия.

Скифский пантеон

Поскольку скифы, видимо, не имели своей письменности, мы вынуждены обращаться к античным источникам, наиболее важным из которых является 4 книга "Истории" Геродота, где перечислены семь божеств скифского пантеона и изложены две версии легенды о происхождении скифов - единственного сохранившегося целиком скифского мифа. Вариант этого же мифа дан также Диодором Сицилийским. "В состав пантеона по данным Геродота входило семь божеств, что отражает древнюю индоиранскую традицию. На высшей ступени иерархии находится Табити, на средней - Папай и Апи, на низшей - Ойтосир (Гойтосир), Аргимпаса (Аргимпаса) и два божества, скифские имена которых Геродотом не названы. Все эти боги отождествлены у Геродота соответственно с Гестией, Зевсом и Геей, Аполлоном, Афродитой Уранией, Гераклом и Аресом. Согласно Геродоту, самое могущественное и многочисленное из скифских племен - т. н. скифы царские - поклонялось и Посейдону, который у них именовался Тагимасад (Тагимасад). <...> Божества среднего и отчасти низшего уровня фигурируют и в т. н. легенде о происхождении скифов. Наиболее полно этот миф изложен Геродотом в первой версии.

В необитаемой земле, позднее получившей название Скифия, от брака Зевса и дочери Борисфена (Днепра) рождается первый человек - Таргитай. Три его сына становятся родоначальниками различных частей скифского народа <...> При сыновьях Таргитая с неба падают золотые предметы - плуг с ярмом, секира и чаша. При попытке двух старших братьев приблизиться к ним золото воспламеняется, но с приближением младшего огонь гаснет, и Колаксай овладевает священными атрибутами. Это воспринимается как знамение. Колаксай и его потомство становятся владыками Скифии. Колаксай делит Скифию на три царства между своими сыновьями, причем в наибольшем из них хранится священное золото, которому скифские цари ежегодно приносят жертвы.

С этими реликвиями связан, согласно Геродоту, какой-то ритуал, воспроизводимый на ежегодном скифском празднике: человек, заснувший с ними под открытым небом, менее чем через год неизбежно умирал.<...> По Диодору, супругой Зевса становится рожденная землей дева, имеющая ниже пояса змеиное тело. Среди потомков их сына Скифа названы братья - Пал и Нап <...> Иначе излагается этот миф во второй геродотовой и в эпиграфических версиях. Главное действующее лицо, отождествленное с Гераклом, приходит в Скифию после совершения ряда подвигов. По Геродоту, утомленный герой засыпает, и в это время у него пропадают лошади. Отправившись на поиски, Геракл обнаруживает пещеру, в которой обитает фантастическое существо - полуженщина-полузмея. Она сообщает, что лошади похищены ею, и соглашается вернуть их лишь при условии, что герой вступит с ней в брачную связь. От этого союза рождаются три сына - Агафирс, Гелон и Скиф, родоначальники одноименных народов, обитавших в Причерноморье. Геракл, уходя из Скифии, оставляет супруге один из двух своих луков и пояс с прикрепленной к нему чашей и ставит условие, чтобы по достижении сыновьями зрелости они попытались натянуть этот лук и опоясаться этим поясом. <...> Победителем в этом испытании становится младший брат Скиф, от которого ведут свой род. 1997. скифские цари." (Мифы народов мира. Т. 2, с. 446 - 447). Отождествление Колаксая с Гераклом указывает на то, что родоначальник скифских царей принадлежит к типу Культурного Героя.
Данные литературных источников может дополнить великолепное скифское искусство. Оно прошло несколько этапов своего развития. Д.С. Раевский дает следующую периодизацию скифского искусства:

1) эпоха великих походов в Переднюю Азию - 8 - 7 вв. до н. э.;
2) эпоха самостоятельного развития - 6 - 5 вв. до н. э.;
3) эпоха греческого влияния - с 5 в. до н. э.

Начальный период характеризуется появлением в искусстве скифов первых антропоморфных изображений (под влиянием ближневосточных цивилизаций). Это украшения ножен меча из Мельгуновского кургана - крылатые гении около деревьев (типично месопотамский сюжет) и келермесский серебряный ритон. Последний представляет для нас особенный интерес. Здесь изображен кентавр, несущий на плече дерево с привязанной к нему тушей оленя. Этот мотив присутствует в фольклоре современных ираноязычных осетин, где способность нести на плече самое большое дерево с тушей оленя выступает как показатель физической мощи героя. Поразительно, но аналогичный сюжет мы находим в искусстве этрусков в качестве украшения вазы . На келермесском ритоне с кентавром соседствует герой, борющийся со львом (Геракл?). На этрусской вазе также показан человек со стрелой, видимо атакующий с тыла двух- или трехголового пса (Цербера?), который в свою очередь то ли подает лапу кентавру, то ли нападает на него. Другого такого же кентавра сзади терзает лев. И келермесский и этрусский кентавры сходны даже в деталях.

Интересно, что некоторые этрусские фрески из гробницы в Кампании (ил. 36.в) изображают крылатого сфинкса, терзаемого львом точно таким же образом. Здесь уместно вспомнить, что "Марес, праотец Авсонидов, которых Элиан, наряду со многими авторами, считал автохтонным, древнейшим народом Италии, был кентаврообразным существом (Этруски и Средиземноморье, 1990, 123). У италиков Марс, а точнее Мамерс (Мармар, Март) был очень значительным божеством. Судя по Игувинским таблицам 3 - 2 вв. до н. э. он изначально покровительствовал земледелию и ничего общего не имел с греческим Аресом. "С его культом был связан обычай ver sacrum ("священной весны"), засвидетельствованный у пиценов, френтанов, сидицинов, апулов, вестинов, пелигнов, марруцинов, марсов, умбров, вольсков, эквов и герников (Plin. Nat. host. 3 - 110; Strab. 5 - 4,2; Verg. Aen.7 - 750): во время грозившей опасности племя давало обет Мамерсу (Марсу) принести в жертву молодняк скота или младенцев для отвращения бедствия. Младенцев, в отличие от молодняка животных не убивали, а по достижении совершеннолетия выселяли за пределы территории племени. Их именовали сакранами (от ver sacrum), или мамертинцами (от имени Мамерса)" (Мифы народов мира, 1998. т. 1, с. 578). Выселившиеся таким образом молодые люди были, естественно, вынуждены мечом добывать себе место в жизни. То есть мы видим путь, следуя которым аграрное божество произрастания и плодовитости превратилось в военное. (Кстати, наемники-мамертинцы сыграли немалую роль в предримской истории Сицилии). Однако длительное время италики сохраняли изначальное понимание Мамерса как Бога Земных Сил.

Самниты - главные противники Рима в Италии, чеканили монету, с изображением быка - священного животного Мамерса, попирающего ногами римскую волчицу. (Интересный пример инверсионного использования в политических целях популярнейшей иконографической схемы терзания травоядного хищником). Здесь сказалась память о том, что волк есть извечный противник Бога Земных Сил и приспешник Бога Грома. Римляне, как известно на первое место в своей идеологии поставили Юпитера, который хотя и был Богом Ясного Неба, но (подобно аналогичным божествам ряда средиземноморских народов - этрусскому Тину, греческому Зевсу) слился с Богом Грома в единый образ. Самниты, напротив, больше чтили Мамерса и шли в бой, одев шлемы с изображением рогов священного быка (вспомним ритуальные рогатые шлемы народов бронзового века, а также кельтов и древних германцев). Их в этой борьбе поддерживали кельты. Возможно, речь шла о двух различных путях развития древней Европы.

Этрусский вариант Мамерса назывался Марис, но, по-видимому, он не был рогат а представлялся в виде кентавра или сфинкса - древний образ, который предки этруссков - пеласги и тиррены вынесли из Восточного Средиземноморья. Возможно, это другой иконографический вариант Бога Земных Сил, что косвенно подтверждается греческим мифом о Хироне. Благочестивый кентавр Хирон был воспитателем многих героем (Тесея, Ясона, Диоскуров), бога врачевания Асклепия и другом Геракла и Прометея, находясь в оппозиции Зевсу (данная коллизия соответствует тесным отношениям Бога Земных Сил и Культурного Героя). Обращают на себя внимание и крылатые быкообразные существа с человеческими головами, представленные на "пропилеях Ксеркса". По мнению К. В. Тревер (которое поддерживается многими исследователями) здесь даны изображения Гопатшаха - полубога, покровителя крупного рогатого скота и легендарного царя древнеиранской мифологии (Тревер, 1940, т. 2). Образ кентавра-сфинкса скифы могли позаимствовать там же, где и предки этрусков и древних персов - в искусстве Передней Азии, во время великих переднеазиатских походов. Отсюда удивительное иконографическое сходство, легшее на общую индоевропейскую идеологическую основу.

После прекращения походов в Переднюю Азию, которое было вызвано созданием там великой персидской монархии, наступил период относительно независимого развития скифского искусства. Он характеризуется почти полным исчезновением антропоморфных изображений и замещением их "звериным стилем". Раевский считает, что это было связано с прекращением контактов с восточными цивилизациями, греческие же города на побережье Черного моря еще только возникали. Кроме того, звериные образы легче поддаются переосмыслению и приведению в соответствие со своей мифологической системой. (Раевский, 1985, 104-106). "...Животные в течение длительного времени служили некоей наглядной парадигмой, отношения между элементами которой, могли использоваться как определенная модель жизни человеческого общества и природы в целом (прежде всего в аспекте плодородия и цикличности)". (Мифы народов мира, 1998, т.1, 440). Согласно данным А. И. Шкурко, из 843 изображений 7-6 вв. до н. э. звериного стиля лесостепной зоны копытные (олень, горный козел, баран, лошадь) представлены 537 раз; хищные звери (преимущественно кошки) - 103 раза; птицы (в основном хищные) - 162 раза. (Шкурко, 1975, 9). То, что хищный зверь часто замещался хищной птицей связано с представлением о нахождении потустороннего мира одновременно в небе и под землей (Раевский, 1985). Эта мысль Раевского подкрепляет упоминавшиеся выше соображения А. Голана о том, что владыка подземного мира, имея облик хищного зверя, поднимался в небо к своей супруге, Великой Богини в образе орла. Как показывает настоящее исследование, и орел и зверь в более поздние времена связаны с Громовержцем.

"Заслуживает при этом внимания, что грифон в трактовке греко-скифского искусства - это существо сочетающее в себе черты хищной птицы и льва, т. е. зооморфных олицетворений обоих потусторонних миров - верхнего и нижнего<...> "этот" мир, мир смертных, символизируемый копытным противостоит "иному" миру, миру смерти в его различных ипостасях." (Раевский, 1985, 150). Следовательно, мы можем трактовать многочисленные изображения терзаний травоядных хищниками в скифском искусстве как отражение все той же коллизии борьбы Бога Земных Сил и Громовержца (сквозь черты последнего просвечивает древний образ властелина подземного мира).

Особую роль в произведениях звериного стиля играл олень. "Олень с подогнутыми ногами, посвященной Великой Богине, получил самостоятельное значение, был осмыслен как изображение тотема скифов" (Членова, 1962, 195). Членова говорит о распространении оленьих мотивов далеко на восток с 6-5 вв. до н. э., связывая его со скифским влиянием, и отмечая, что в послескифскую эпоху изображения оленей вновь почти полностью исчезают на этом пространстве (см. там же, с, 194-195). Действительно, Минусинская котловина и Алтай дают интересный материал. В первом Пазырыкском кургане (алтайские степи), на одной из захороненных лошадей была маска, увенчанная оленьими рогами, сделанными из кожи. Конь сменил оленя, но представление о том, что последний должен сопровождать человека в загробный мир осталось. (Вспомним Голана). И тотемное значение оленя, и его роль проводника в загробный мир - все это чрезвычайно важно и подтверждает трактовку данного образа как воплощения Культурного Героя.

По В. И. Абаеву, скифы толковали оленя как свое тотемное животное, чем и объясняется его популярность в искусстве. В. И. Абаев сопоставляет термин "саки" с осетинским "sag" - "олень" (от иранского Saka - "Развилка", "ветвь", "сук", "рог. Другая гипотеза, правда, связывает этноним саков (близких родичей скифов) с индоиранским "кшатра" - обозначение сословия воинов). Ярким примером оленного тотемизма служит саамская легенда о Мяндаше - человеко-олене. Следует вспомнить и об оленьих рогах Цернунна, и о хеттском "боге на олене" Рунда.

Фанталов Алексей
www.steppe.narod.ru

История города:

Портрет дружини з сином.,
1936
Александр Ковальчук
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте