Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Сб, 23 листопада 2024
00:18

СВІТ ТУРИЗМУ

Петриковская роспись - визитная карточка Украины







В одном из центров украинской живописи - в с. Петриковка Днепропетровской области, наряду с традиционной монументальной декоративной живописью, которая положила начало творчеству народных мастеров этого края, прослеживается и другая тенденция в настенных росписях. Здесь можно увидеть, что количество домов, собственноручно расписанных их хозяевами, постепенно уменьшилось. Стало обычным и чуть ли не обязательным украшать интерьеры длинными, бумажными лентами с нанесенным орнаментом.Орнаменты складываются из бесконечно повторяющихся в ритмичной очередности растительных мотивов. Прикрепляются ленточки к полкам на карнизах печей, каминах. Таким образом при уменьшении собственного творчества, несравненно увеличилось декорирование интерьера готовыми рисунками, сделанными наиболее квалифицированными народными мастерами. Их росписи очень интересны и богатством орнаментных мотивов, и колоритом, а главное - целостностью творческой идеи. По характеру - это все тот же петриковский орнамент, который складывается из сложных форм развернутых цветов и разнообразных по своей форме листьев.

Однако петриковские настенные росписи уже вышли за пределы сельского интерьера. Первые росписи городского общественного интерьера датируются 1936 годом. С этого времени, периковцы брали участие в росписи павильонов различных выставок и магазинов в Москве и Киеве, и даже в оформлении кают некоторых параходов, которые курсируют по Днепру. Хотя в этих работах и не угадывается на первый взгляд ничего принципиально нового, но это не совсем так. Расписывая тот или другой, даже самый большой по размерам, общественный интерьер, петриковские мастера переносили, по сути, свой домашний образ в новые помещения, изменяя лишь масштабы до соответствующих размеров. Теперь они работают над оформлением интерьера и экстерьера различного назначения и различной архитектуры, исходя из функции, которую должена отображать роспись в каждом отдельно взятом специализованном помещении. Прямое следствие этого - безграничное разнообразие оформления, в основе которого лежит все тот же местный традиционный орнамент домовой росписи, только его содержание, его художественное лицо уже принципиально новые. Можно утверждать, что в период с 1960 - 1970г. в народном искусстве завершилось формирование монументальной декоративной живописи.

Другой путь развития народной живописи был значительно более трудным. Еще в начале ХХ века появляются "малевки" , которые основаны на тех же настенных росписях. Уже в советские времена они превращаются в станковую декоративную графику. Как новый жанр в народном искусстве, малевки обозначаются в середине 30-х годов, но высокий уровень и все свои специфические признаки они приобретают в послевоенный, восстановитильный период. Во второй половине 50-х годов лидирующее место в этом жанре принадлежало группе петриковских народных мастеров, которые жили и работали в Киеве. Под их влиянием работала и часть мастеров, что жила в самой Петриковке. В произведениях других петриковчан остается еще очень заметное влияние настенных росписей: это видно и в композиционных схемах, и в сюжетах, и в колорите.

Тесно связанные с художественной промышленностью, киевские графики уменьшили объем своих работ станкового плана.

Есть все основания предполагать, что подобный процесс преобразования настенной росписи в станковую декоративную графику захватит и другие районы, и тогда украинская народная графика будет репрезентована многими местными школами.

Для полной характеристики современного положения украинской народной живописи во всех ее видах и жанрах необходимо остановиться на подлаковой росписи, которая появилась в 1958г. в самой Петриковке уже как художественный промысел. Ее локальные особенности оказались не только в характере орнамента, а и в обращении внимания на колорит росписи местных сундучков - скрынь. Когда этот новый промысел окончательно утвердился в Петриковке, к подлаковой живописи вернулись и художники-петриковцы, которые работали в Киеве и зародили этот жанр искусства еще в восстановительный период, но дальше экспериментов и создания отдельных образцов не пошли. Киевские мастера-графики начали работать над росписью разнообразных туалетных шкатулочек - скрынек. И если в Петриковке ограничились местным орнаментом и цветом фона, то Киевляне нашли для своих изделий и традиционную форму: настоящие скрыньки (сундучки, шкатулочки), в которых сохраняются пропорции обычной скрыни, но сняты отдельные детали, которые бы перегружали уменьшенную форму. Начался поиск и в росписи, например приход к композициям, которые имеют меньше мотивов, более просты по форме, но значительно более выразительны и эффектнее в силуэте. Некоторые художники использовали свой опыт, приобретенный при росписи фаянса. В подлаковой росписи видны элементы, характерные для живописной миниатюры, которая выделяется в украинском народном декоративном исскусстве как новый жанр уже в советское время, если не учитывать знаменитые древние миниатюры - писанки.

В 60-х годах возродился давний вид народной графики - роспись деревянной посуды. Тарелки на Украине расписывались еще с XVIII века. Вначале их выдалбливали, а позже - вытачивали на токарном станке. На ровной поверхности тарелки, которую тщательно зарисовывали масляной краской в один цвет, наносился растительный орнамент или натюрморт также масляными красками; дерево с лицевой стороны тарелки исчезало под краской полностью. Такие росписи делались еще в 20-х годах в отдельных областях Украины, особенно в Киевской, Полтавской, Черниговской областях, но эта посуда быстро вышла из употребления, потому что ее заменила керамическая, а также фаянсовая. Во второй половине 30-х годов народные мастера из Петриковки начали расписывать деревянную посуду, а также много разных скрынь (шкатулок), коробочек и многое другое масляными красками. Но дальше проб дело не пошло, потому что роспись была очень недолговечной.

Когда в украинском народном творчестве утвердилась подлаковая роспись, мастера декоративной графики вернулись к росписи деревянной посуды, только делают они теперь это иначе. Форму деревянного блюда вытачивают обычно на токарном станке, но профиль не имитирует фаянсовое изделие (как это было раньше), хотя силуэт нового блюда плавностью линий и округлостью формы созвучен гончарным изделиям Полтавской области и юга Украины. Декоративный рисунок выполняется масляными красками на хорошо отполированной поверхности без предварительной прокладки фона. В краски подмешивается немного лака, благодаря чему они становятся прозрачными и сквозь них хорошо просвечивается дерево. Первые такие блюда появились в 1963г. Особенность их росписи - в высоком графическом исполнении, в сдержанности цветовой гаммы (красный, желтый, черный цвета) и декоративности всей композиции. Это новая модификация традиционно расписанной посуды на полностью современной основе.

В мае 1967 года в Днепропетровске была открыта большая выставка работ петриковских мастеров. Ее экспонатами было представлено три поколения творцов - от основоположника петриковской школы Т. Я. Паты (ей было 83 года) до учеников местной художественной школы. Материалы выставки интересны тем, что на них можно не только проследить всю историю развития петриковской декоративной графики, а и увидеть, что нового произошло в этом искусстве за последние годы, в каком направлении пошло его развитие. Необходимо подчеркнуть, что каждое из трех поколений мастеров, которые представляли свои работы на выставке, имеет свое, довольно четко выраженное художественное лицо. Одновременно в пределах группы можно было увидеть и индивидуальный почерк каждого мастера. Особенно радует, что на работах младшей группы можно было проследить сохранение понимания художественных канонов, отношение к традиционной настенной росписи и влияние новых достижений, которыми ознаменовалось творчество среднего поколения петриковских мастеров.

В июне 2000-го, в Киеве, в Украинском доме открылась выставка "Петрикiвський дивоцвiт". На ней были представлены более двухсот произведений 60 народных мастеров.

Восхищенный увиденным, лауреат премии им. Остапа Вишни писатель Василь Юхимович сказал, что петриковская райская птица может украсить герб Украины. И это предложение уже обсуждается в руководстве страны. По мнению специалистов-искусствоведов, Петриковка - единственный уголок Украины, где еще не умерло самобытное искусство росписи. В этом немалая заслуга народного художника Федора Панко. Несколько лет назад, после закрытия фабрики "Дружба", он все же сумел собрать мастеров. Энтузиаст не дал зачахнуть знаменитому промыслу, создал фирму "Петрикiвський розпис".

Источник: www.petrikovka.nm.ru
folkart.iatp.org.ua


Gorod.dp.ua не несе відповідальності за зміст опублікованих на сайті рецензій користувачів, тому що вони виражають думку користувачів і не є редакційним матеріалом.

Gorod`ській дозор | Обговорити тему на форумах | Газета оголошень

copyright © gorod.dp.ua
Усі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Про проект :: Реклама на сайті